Автор:Дмитрий Иванов

Ответственность за пожарную безопасность в лесах

В практике работы Ассоциации Совет муниципальных образований регулярно, с наступлением пожароопасного сезона, возникают случаи привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ).

По мнению контрольно-надзорных органов, органы местного самоуправления обязаны выполнять требования Правил пожарной безопасности в лесах и Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 установлено: «в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером».

Аналогичное положение содержится в п. 72(3) Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме».

Указанные требования были введены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 N 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий» и начали действовать с 01.03.2017.

Из буквального понимания указанной нормы следует, что обязанность по очистке территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером лежит на лицах, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу.

При этом, чаще всего органы местного самоуправления не владеют, не пользуются и не распоряжаются территориями, непосредственно прилегающими к лесам.

Несмотря на это, при вынесении в отношении местных администраций и их должностных лиц предписаний и составлении протоколов об административных правонарушениях данное условие не учитывается. Суды также действуют по «территориальному принципу» — участок на территории поселения — значит виновата местная администрация. Однако, нахождение земельного участка на территории поселения не означает наличие на него прав владения, пользования и (или) распоряжения у муниципального образования.

Кроме того, по смыслу положений Правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменяется органам местного самоуправления, вышеуказанные меры по очистке прилегающей к лесу территории и созданию противопожарных барьеров являются мерами пожарной безопасности в лесах.

При этом, согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами местного самоуправления только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

В большинстве случаев, леса не находятся в собственности муниципальных образований, соответственно органы местного самоуправления не уполномочены на осуществление мер пожарной безопасности в таких лесах.
Таким образом, по мнению Совета муниципальных образований Ульяновской области на органы местного самоуправления неправомерно возлагается ответственность за невыполнение указанных мер пожарной безопасности.
В целях разъяснения указанного вопроса Советом сделан запрос в Главное управление МЧС России по Ульяновской области. С позицией органов ГПН можно ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что указанная информация касается правомерности привлечения органов местного самоуправления по ст. 8.32 именно за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а именно очистку прилегающей к лесу территории и созданию на них противопожарных барьеров.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели