Автор:Дмитрий Иванов

Пленум Верховного Суда

19 мая в Верховном Суде РФ прошел первый дистанционный пленум.

На заседании обсуждался проект постановления «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Проект разъяснений на заседании представила судья Елена Горчакова. Она напомнила о том, что в 2019 году начали работать новые апелляционные суды общей юрисдикции.

После этого существенные изменения были внесены в главу КАС РФ, регулирующую производство в судах апелляционной инстанции. Однако от судов стало поступать все больше вопросов, что стало причиной разработки проекта, который должен разъяснить, как рассматривать административные дела в апелляции.

Михаил Сорокин, судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, заявил: обсуждаемые разъяснения Пленума ВС имеют для судов «огромную важность и практическое значение». «В проекте достигнут разумный баланс соблюдения принципа процессуальной экономии и прав участников процесса. Он соответствует духу административного процессуального закона и задачам административного судопроизводства», – сказал судья.

Проект постановления Пленума ВС состоит из шести разделов и 52 пунктов, но все еще может измениться: по итогам обсуждения документа.
Проект также предполагает использование вэб-связи для рассмотрения дел. После обсуждения суд утвердил редакционную комиссию, которая продолжит его доработку, при этом совещание комиссии также пройдет по видеосвязи.

Текст документа размещен в разделе «Методические материалы», а мы коротко рассказываем о наиболее интересных его положениях.

Частичная апелляция.

Первый раздел содержит толкование норм о лицах, имеющих право на апелляционное обжалование. Прежде всего, в разъяснениях Пленум закрепляет: апелляционную жалобу или представление можно подать не только на судебный акт в целом, но и на отдельные его части. Например, можно оспорить только распределение судебных расходов. При этом такая частичная апелляция «притормозит» вступление в силу всего обжалуемого акта, а не только его обжалованной части.

Отмечается, что правом на обжалование обладают не только граждане, участвующие в деле, но и лица, которые не были привлечены к участию в административном деле, но вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом. Также право принесения представления есть у прокурора, участвующего в административном деле. При этом, отмечается в проекте, оно не зависит от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Согласно правилам КАС, суд при вынесении решений по «сложным административным делам» может отложить составление мотивированного решения, но не более чем на 10 дней. Пленум ВС просит судей быть конкретными и заранее указывать, в какой день мотивировочная часть решения будет готова. Эту информацию нужно донести до участников процесса при объявлении «резолютивки» по итогам заседания.
Сроки с правом на ошибку.

Во втором разделе говорится о сроках и порядке обжалования административных дел.

Во-первых, течение срока на подачу жалоб и представлений начинается со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта. Верховный суд напомнил, что у участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы. Эти правила применяются и в отношении апелляционных жалоб, которые заявитель подал непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Во-вторых, разъясняются правила восстановления пропущенного срока подачи апелляции. Соответствующее ходатайство можно заявить как прямо в тексте апелляции, так и отдельным документом. Если же участник процесса подал только ходатайство о восстановлении срока, а саму апелляцию приложить забыл, то суд должен «незамедлительно сообщить» заявителю о необходимости подачи жалобы, в том числе и по телефону, СМС, электронной почте. Срок, в течение которого можно исправить «ошибку», устанавливает судья первой инстанции, куда подается апелляция.
В-третьих, приводится примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и ряд процессуальных уважительных причин. Например, позднее получение копии акта суда, а также нарушение самим судом сроков составления мотивировочной части решения.

Что может сделать суд.

Третий раздел разъясняет действия суда апелляционной инстанции после поступления дела с апелляционной жалобой или представлением. В статье 17 говорится, что суд вправе применить меры предварительной защиты, приостановить исполнение судебного акта, в том числе по собственной инициативе, а также решить вопрос об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.
Как отметила Елена Горчакова, серьезную дискуссию в процессе подготовки проекта вызвала статья 20 о вопросах процессуального правопреемства. В результате было принято следующее разъяснение: «Вопросы процессуального правопреемства по основаниям, возникшим после принятия решения, а также по основаниям, о которых не могло быть известно суду первой инстанции до принятия решения, разрешаются судом апелляционной инстанции». Если же суд первой инстанции не разрешил данный вопрос или незаконно отказал в замене стороны ее правопреемником, его решение может быть отменено или изменено в апелляции.

В статье 22 указано, что лицо, подавшее апелляционную или частную жалобу, а также прокурор, принесший представление, вправе отказаться от своих претензий до вынесения решения судом. Такого права лишен адвокат, назначенный судом в ряде случаев. К ним, например, относится назначение в качестве представителя административного ответчика, место жительства которого неизвестно либо в отношении которого решается вопрос о госпитализации в психиатрическую больницу.

Замена кодекса и судей.

Третий раздел содержит процессуальную новеллу о вероятности рассмотрения административного дела в порядке гражданского судопроизводства (при установлении соответствующих оснований).

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Какие полномочия есть у суда.

Четвертый раздел проекта содержит конкретные правовые ситуации, возникающие при рассмотрении дела апелляционным судом. Сохранен подход, сформулированный Пленумом ВС в постановлении от 2016 года о толковании отдельных статей КАС, из которого следует, что апелляционный суд проверяет законность судебных актов, что не тождественно повторному рассмотрению административного дела по правилам суда первой инстанции.
Также у суда появляется право проверить законность необжалованного судебного акта, если он повлек принятие решения, которое впоследствии было обжаловано.

«Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения», — говорится в документе.

Еще одна новелла касается смерти гражданина, подавшего жалобу. В соответствии с проектом это событие не влечет прекращения производства по жалобе либо прекращения производства по делу. То же относится и к завершению ликвидации организации, подавшей жалобу на решение суда первой инстанции.

Раздел содержит и основания для отмены судебного акта. К ним, например, относится неиспользование автоматизированной информационной системы распределения дел в случае, если это привело к нарушению принципа независимости судей «путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства». Также акт должен быть отменен при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания. Отмечается, что письменный протокол заседания не может заменить звуковой. Решение отменяется и при отсутствии в деле подписанной резолютивной части решения суда.

Следующий раздел разъясняет особенности обжалования определений суда первой инстанции. Наряду с лицами, участвующими в деле, ими могут быть и другие граждане. Например, по вопросу о проведении экспертизы соответствующее определение может обжаловать эксперт. А правом на обжалование штрафа за неисполнение определения об истребовании доказательств обладает лицо, у которого истребованы доказательства.
Доказательства – при необходимости.

Пленум разъясняет: хотя апелляционный суд при рассмотрении административного дела не связан доводами жалоб сторон и рассматривает дело полностью, оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. Согласно общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.
Новые требования в апелляции заявить нельзя, но суд может проверить даже необжалованный акт.

Верховный суд также подчеркивает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При этом в случаях, когда принятие судебного акта в обжалуемой части стало следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов, содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

В дополнениях не откажут.

Верховный суд обращает внимание апелляционных судов на недопустимость отказа в принятии дополнений к апелляционным жалобам, которые содержат новые основания, по которым участники процесса считают судебный акт неправильным. До начала рассмотрения административного дела по существу суду следует (с учетом мнения участников процесса) решить вопрос о возможности рассмотрения жалобы с учетом принятых дополнений в данном судебном заседании.

Заключительный раздел содержит ответы на иные вопросы, возникающие в связи с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции. Среди прочего там говорится о том, что неуплата участником дела государственной пошлины не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы в суд первой инстанции.

Оставить ответ

Перейти к верхней панели