Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. В связи с изменением способа избрания главы ЗАТО и его компетенции в какой срок должны прекращаться полномочия главы ЗАТО, избранного на муниципальных выборах или из состава представительного органа ЗАТО? В данном случае, в какой срок должны прекращаться полномочия главы местной администрации назначенного на должность по контракту?

         Вопрос. В связи с изменением способа избрания главы ЗАТО и его компетенции в какой срок должны прекращаться полномочия главы ЗАТО, избранного на муниципальных выборах или из состава представительного органа ЗАТО? В данном случае, в какой срок должны прекращаться полномочия главы местной администрации назначенного на должность по контракту?
        Ответ. Согласно ч. 2 ст. 80 Федерального закона № 131-ФЗ особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (далее – ЗАТО) устанавливаются федеральными законами. При этом нормы п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Закон № 3297-1) предусматривают, что структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа ЗАТО определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных данным Законом.
Положениями п. 3 ст. 4 Закона № 3297-1 предусмотрено, что глава ЗАТО избирается представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. При этом нормы Закона № 3297-1 не предусматривают иных способов избрания главы ЗАТО, предусмотренных нормами ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 297-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) глава ЗАТО, избранный на муниципальных выборах или из состава представительного органа ЗАТО до дня вступления в силу данного Федерального закона, продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий. При этом согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. В связи с этим фактический срок пребывания в должности главы ЗАТО может превышать нормативный срок его полномочий, предусмотренный уставом ЗАТО. Учитывая изложенное, полномочия действующего главы муниципального образования прекратятся в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. При этом следует отметить, что независимо от способа его избрания, а также от того, исполняет он полномочия руководителя
местной администрации или председателя представительного органа муниципального образования, статус главы муниципального образования имеет комплексный характер, который нельзя разделять.
Таким образом, действующий глава ЗАТО будет продолжать исполнять свои полномочия в полном объеме, в том числе в части осуществления руководства представительным органом ЗАТО до вступления в должность нового главы муниципального образования. В связи с этим, глава ЗАТО, избранный на муниципальных выборах 9 сентября 2013 года, после начала работы представительного органа ЗАТО нового созыва, который будет избран в сентябре 2018 года в день единого голосования, будет продолжать осуществлять полномочия председателя представительного органа ЗАТО нового созыва до избрания нового главы ЗАТО в соответствии с требованиями Федерального закона № 297-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ со дня вступления в должность главы ЗАТО, исполняющего полномочия главы местной администрации, в соответствии с п. 14 ч. 10 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы местной администрации ЗАТО, назначенного на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, прекращаются досрочно.
Следует отметить, что нормы ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного
самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, согласно ч. 12 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный
служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Полагаем, что данную норму по аналогии можно применить в случае, когда глава местной администрации прекращает свои
полномочия со дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва до избрания нового главы муниципального образования, который будет исполнять полномочия главы
местной администрации в силу требований специального федерального закона.
В связи с этим, по нашему мнению в указанном случае, представительный орган ЗАТО нового созыва должен назначить должностное лицо местного самоуправления или уполномоченного муниципального служащего, определяемого в соответствии с уставом ЗАТО, которое будет временно исполнять обязанности главы местной администрации ЗАТО до избрания данным представительным органом главы ЗАТО
из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели