Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли представительный орган муниципального образования ограничить присутствие представителей СМИ на своих заседаниях, а также на заседаниях комитетов, комиссий представительного органа муниципального образования?

        Вопрос. Вправе ли представительный орган муниципального образования ограничить присутствие представителей СМИ на своих заседаниях, а также на заседаниях комитетов, комиссий представительного органа муниципального образования?

        Ответ. Право на информацию, исходя из ч. 4 ст. 29 Конституции РФ (каждый имеет право свободно искать, получать, производить, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом), можно классифицировать на ряд основных юридических возможностей: возможность доступа к информации, возможность обмена информацией, возможность производства информации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления.

Данная норма детализируется в ст. 15 Федерального закона №8-ФЗ: коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

Таким образом, возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иных государственных органов и органов местного самоуправления — на заседаниях коллегиальных государственных органов
и коллегиальных органов местного самоуправления ставится в зависимость от наличия соответствующих норм в регламентах государственных органов или иных нормативных правовых актах, в регламентах органов местного самоуправления либо муниципальных правовых актах.

Посещение заседаний органов власти представителями средств массовой информации урегулировано Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». При этом заседания органов власти могут быть закрытыми, если на них рассматриваются вопросы, связанные со сведениями, содержащими государственную тайну или служебную тайну. В связи с этим в нормативном акте субъекта Российской Федерации должен быть четко определен исчерпывающий перечень оснований, по которым заседания могут быть объявлены закрытыми, и порядок принятия решения о проведении закрытого заседания.

Специального закона в отношении освещения деятельности органов местного самоуправления в средствах массовой информации нет. Представляется, что заседания органов местного самоуправления могут также проходить в закрытом режиме. И на них, соответственно, не смогут присутствовать представители средств массовой информации.
Однако в нормативных правовых актах, в регламентах органов местного самоуправления либо муниципальных правовых актах эти вопросы должны быть четко и исчерпывающе определены.

Аккредитация журналистов регулируется ст. 48 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и принимаемыми в соответствии с указанным Законом правилами аккредитации конкретной аккредитующей организации. Ст. 48 Закона о СМИ дает общую характеристику содержанию прав и обязанностей журналистов и аккредитующих организаций, оставляя за рамками данного Закона детальную процедуру получения и основания лишения аккредитации, некоторые другие важные моменты. В соответствии с указанными положениями правила аккредитации не являются едиными для всех.
Они устанавливаются самими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, учреждениями, органами общественных объединений, аккредитующими при себе работников прессы. Редакции имеют право подавать заявки на аккредитацию своих журналистов, однако их удовлетворение зависит от того, соответствуют ли они установленным правилам аккредитации.

Учитывая вышеизложенное, представители средств массовой информации не могут участвовать на закрытых заседаниях органов местного самоуправления. Кроме этого их участие в заседаниях указанных органов должно быть согласовано.

Разъяснение дано Комитетом Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на официальном сайте Комитета.

Перейти к верхней панели