Автор:Дмитрий Иванов

Судебная практика

Органы местного самоуправления не обязаны разрабатывать и принимать правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля в отношении деятельности, связанной с использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых.

Больше года продолжалось рассмотрение в арбитражных судах заявлений Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к шестнадцати администрациям муниципальных районов и городских округов Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Арбитражным судом Ульяновской области все исковые заявлениями были объединены в три дела.

В ходе рассмотрения одного из них, производство по делу было прекращено. Суд пришел к выводу о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Соответствующее определение Арбитражного суда Ульяновской области было обжаловано Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий суд отменил его и направил вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В период судебных разбирательств Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ульяновской области» было инициировано рассмотрение вопроса об отмене пункта 5 статьи 5 Закона РФ «О недрах», устанавливающего полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования, обратившись во Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Эта статья соответствовала предметам ведения местного самоуправления, установленным Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 года и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года. Однако Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ уже не содержал соответствующего вопроса местного значения, в связи с чем статья 5 Закона РФ «О недрах» устарела и противоречила действующему законодательству о местном самоуправлении.

ВАРМСУ вынесла данный вопрос на экспертное рассмотрение с участием представителей Минюста России, научных, экспертных и общественных организаций, Советов муниципальных образований субъектов РФ, по итогам которого позиция Совета признана обоснованной.

Положение об отмене пункта 5 статьи 5 Закона РФ «О недрах» (в отношении муниципального контроля) было включено в проект «закона-спутника» к Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и вступило в силу с 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Одновременно с этим в Федеральный закон от 30.04.2021 № 123-ФЗ включена норма о полной отмене статьи 5 Закона РФ «О недрах» с 01.01.2022.
После данных изменений законодательства Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура была вынуждена отказаться от заявленных исковых требований и подала заявления о прекращении производства по всем делам.

Перейти к верхней панели