Автор:Николай Тимирзин

Новое в законодательстве

Советом подготовлен очередной обзор изменений законодательства и примеров судебной практики.

1. На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов на работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам (Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880).1. На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов на работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам (Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880). Уточнено, что изменить цену из-за удорожания стройматериалов можно в прежнем порядке, но только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Срок исполнения контракта или его цена могут быть увеличены не более чем на 30%.

2. С 1 марта 2023 г. вносятся изменения в правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885).В части обеспечения пожарной безопасности территорий поселений и населенных пунктов:1) исключено положение об установлении ОМСУ мест и (или) способов сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий;2) ширина противопожарной минерализованной полосы для отделения лесов увеличена с 0,5 метра до 1,4 метра;3) скорректировано, что вокруг территорий населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении особого противопожарного режима создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры;4) уточнено, что создание источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, осуществляется ОМСУ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Также, кроме прочего, установлено следующее:

— в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели;

— в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу, руководителем организации должна быть утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;

— руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания;

— не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств);

— руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала в электронном виде. Форма ведения журнала определяется руководителем объекта защиты.В новой редакции изложены нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций).

3. Термин «баллы (балло-гектары)» заменен термином «балло-гектары» в Правилах определения размеров земельных долей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1475 (Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1895).Изменение вступает в силу с 1 марта 2023 года.Напоминаем, что в соответствии с ч. 8 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступают в силу с 1 марта 2023 года) ОМСУ поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, с 1 марта 2025 года определяет размеры земельных долей, выраженные в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби, и утверждает результаты определения размеров долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби.

4. Дополнен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (Постановление Правительства РФ от 26.10.2022 N 1904).В указанный перечень с 5 ноября 2022 года включены мобильные здания, сооружения, предназначенные для пребывания, размещения осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, а также работников уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения деятельности исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры.

5. Исключено противоречащее Федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации» положение о заключении договора возмездного оказания услуг ОМСУ по исполнению тематических запросов физических и юридических лиц, в случае если архив является структурным подразделением ОМСУ (Приказ Росархива от 26.09.2022 N 117).Таким образом Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в гос. и мун. архивах, музеях и библиотеках, научных организациях приведены в соответствие с действующим законодательством.

6. Росреестром разъяснены требования к оформлению декларации об объекте недвижимости на бумажном носителе (<Письмо> Росреестра от 20.09.2022 N 14-08659/22).Сообщается следующее:- общее количество листов Декларации, подлежащее указанию в номере листа Декларации, должно включать в себя в том числе количество листов, содержащееся в приложении к Декларации; нумерация листов Декларации, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, является сквозной в пределах документа с учетом листов, содержащихся в приложении к Декларации; — включенные в состав приложения к Декларации в форме документа на бумажном носителе копии документов подписью лица, составившего Декларацию, не заверяются; — если Декларация в форме документа на бумажном носителе подписывается всеми участниками общей собственности и предусмотренные пунктом 9

Требований сведения о таких участниках не умещаются на соответствующей странице под основным текстом Декларации, полагаем возможным указание таких сведений на дополнительном листе, имеющем следующий по порядку номер; при этом на соответствующей странице должны быть указаны предусмотренные пунктом 9 Требований сведения хотя бы об одном участнике общей собственности, включая его подпись, а также информацию о том, что подписи иных лиц — участников общей собственности — «приведены на листе(ах) _____ (указывается номер следующего по порядку листа Декларации)».

7. Администрация МО обязана оплатить услуги по обращению с ТКО и соответственно долг за фактически оказанные услуги в отношении неиспользуемого муниципального жилого помещения (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2022 N Ф07-14196/2022 по делу N А21-13144/2021).По мнению суда кассационной инстанции, учитывая п. 148(22) и 148(44) Правил N 354 перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.Пунктами 56(2) и 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

ВС РФ решениями от 23.05.2018 N АКПИ18-238 и от 26.02.2020 N АКПИ19-967 признал пункты 56(2) и 148(36) Правил N 354 соответствующими положениям ч. 11 ст. 155 ЖК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в определении ВС РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119.

При этом, неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Администрации как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными НПА не предусмотрен.Более того, согласно положениям статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений гос. и мун. жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы гос. власти и ОМСУ или управомоченные ими лица.

8. Отказ ОМСУ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта является законным, если заявителем не осуществлено строительство зданий и сооружений вспомогательного назначения, предусмотренных проектной документацией объекта, а разрешений на строительство в отношении отдельных этапов не предоставлялось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2022 N Ф09-6796/22 по делу N А60-10068/2022).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта кап. строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта кап. строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта кап. строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство град. плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, перечислены в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.В соответствии с ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются: отсутствие документов, указанных в ч. 3 названной статьи (п. 1); несоответствие объекта кап. строительства требованиям град. плана земельного участка (п. 2); несоответствие объекта кап. строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (п. 3); несоответствие параметров построенного объекта кап. строительства проектной документации (п. 4).

Объект кап/ строительства «Производственная база по адресу: <->» включает в себя строительство зданий и сооружений, в том числе основного и вспомогательного назначения.Вместе с тем в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что предприниматель осуществлял не только строительство производственного цеха и здания АБК, но и иных сооружений, предусмотренных проектом.При этом, доказательств того, что возведение отдельных зданий является отдельным этапом строительства, на которые предпринимателем получены соответствующие разрешения, заявителем также не представлено.

Перейти к верхней панели