Автор:Дмитрий Иванов

Судебная практика

Совет муниципальных образований Ульяновской области продолжает оказывать судебную защиту муниципальных образований Ульяновской области.

15 марта 2023 года состоялось очередное заседание Арбитражного суда Ульяновской области по иску прокуратуры к администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» о признании недействительным заключенного между ними договора аренды объектов водоснабжения и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем понуждения водоснабжающей организации вернуть администрации объекты водоснабжения.

Администрация передала принадлежащие муниципальному образованию водопроводы, расположенные в населенных пунктах по договору аренды водоснабжающей организации — государственному предприятию Ульяновской области, которая обслуживает областные объекты водоснабжения, в том числе и Радищевский водовод, включающий в себя источники водоснабжения Красносельского поселения, водопроводы, насосные станции, водонапорные башни и т.д.

Прокуратура же предполагает, что договор аренды является ничтожным, так как законодательством предусмотрена передача объектов водоснабжения муниципалитета лишь по концессионному соглашению.

Действительно, в силу Закона о водоснабжении и водоотведении, если объектам водоснабжения более 5 лет, то передача прав владения и пользования ими осуществляется только по концессионным соглашениям, но за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством прав на эти объекты лицу, обладающему сетью водоснабжения, если эти объекты являются частью сети водоснабжения и они являются технологически связанными между собой.

Антимонопольное законодательство (п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) допускает заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, без торгов с лицом, обладающим правами владения и пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, для заключения договоров необходимо два условия: передаваемое имущество должно являться частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и быть технологически связано между собой.
Соответственно при наличии технологической связи между государственными сетями, которые находятся на праве оперативного управления у ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и муниципальными сетями, которые были переданы предприятию по договору аренды, администрация и предприятие имеют право на заключение в отношении таких сетей договоров аренды без проведения торгов.

Фактически, сети муниципалитета, в отношении которых заключен договор аренды, являются частью системы водоснабжения, находящейся в государственной собственности Ульяновской области, которые технологически связанны между собой, но Ульяновской областью передано в оперативное управление государственному предприятию лишь часть объектов данной сети, какие-либо документы на оставшуюся часть отсутствуют, а разобраться, какие участки водопроводов документально переданы предприятию затруднительно.

В связи с тем, что государственное предприятие не может документально подтвердить свое право на пользование сетью водоснабжения Ульяновской области, с которой технологически связаны оформленные водопроводы муниципального образования, то существует высокая вероятность признания сделки недействительной.

Данные обстоятельства стали возможны ввиду ненадлежащего отношения профильного ведомства Ульяновской области и государственного предприятия по учету государственного имущества, что в очередной раз подтверждает необходимость планомерного оформления государственного и муниципального имущества.

В качестве третьего лица по делу привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, которое надеемся даст ответы по «затерянному» имуществу.

Очередное заседание назначено на 13 апреля 2023 года.

Перейти к верхней панели