Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Распространяются ли положения ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ о порядке вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования, на случаи принятия представительным органом муниципального образования нового устава муниципального образования (ч. 10 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ)?

      Вопрос. Распространяются ли положения ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ о порядке вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования, на случаи принятия представительным органом муниципального образования
нового устава муниципального образования (ч. 10 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ)?
      Ответ. Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 171-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был внесен целый ряд изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, в том числе и в ст. 44.
Согласно ч. 10 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования. Причиной появления данной нормы послужила сложившаяся практика внесения изменений в устав путем принятия его новой редакции в целом (особенно много таких случаев встречалось в Ленинградской области). В результате этого для внесения малейших изменений в устав он переписывался заново. Таким же путем продолжали оставаться «актуальными» уставы, принятые еще в конце 90‑х годов (например, в Астраханской и Рязанской областях).
Таким образом, норма, запрещающая изложение устава муниципального образования в новой редакции (в этом случае должен приниматься новый устав), направлена на достижение большей правовой
стабильности и определенности. В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного
самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также
изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с п. 1 ч. 4 и п. 1 ч. 5 ст. 35 настоящего Федерального закона – после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования. Обращаем внимание на то, что указанные выше нормы Федерального закона № 131-ФЗ следует применять комплексно. Поэтому в случае принятия нового устава муниципального образования, на него в обязательном порядке будут распространяться нормы ч. 8 ст. 44 Федерального
закона № 131-ФЗ.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели