Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Правомерно ли в уставе муниципального образования закрепить право прокурора вносить проекты муниципальных правовых актов, в связи с тем, что компетенция прокурора определяется федеральным законодательством?

         Вопрос. Правомерно ли в уставе муниципального образования закрепить право прокурора вносить проекты муниципальных правовых актов, в связи с тем, что компетенция прокурора определяется федеральным законодательством?
         Ответ. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. В соответствии со ст. 9 того же закона такое участие осуществляется путем внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Системный анализ позволяет сделать вывод, что термин «законодательный» используется в данных нормах в значении «правотворческий», т. е. указанные положения распространяются и на органы местного самоуправления, уполномоченные принимать муниципальные нормативные правовые акты.
При этом Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации » не закрепляет прямо право нормотворческой инициативы органов прокуратуры в каких-либо законодательных (представительных) органах, включая органы местного самоуправления. Вопрос о предоставлении прокуратуре права вносить проекты правовых актов непосредственно в порядке правотворческой инициативы решается на основе законодательства, определяющего порядок деятельности соответствующих органов власти.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет органам местного самоуправления при принятии устава муниципального образования наделить правом нормотворческой инициативы иные органы, должностных и иных лиц.
В этом порядке такое право может быть предоставлено и прокуратуре.
На практике во многих муниципальных образованиях прокурору предоставлено право вносить проекты муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления, включая представительный орган
муниципального образования.
Поскольку участие в правотворческом процессе закреплено Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве задач прокуратуры, то наделение прокурора правом нормотворческой
инициативы не может рассматриваться как возложение на прокуратуру функций, не предусмотренных федеральным законом, и как расширение компетенции прокуратуры муниципальным правовым актом.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели