Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах? Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

       Вопрос: Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах? Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

       Ответ. Типовая документация — формы документов, наиболее употребимые при разработке проекта, заключении сделок, контрактов (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.» (ИНФРА-М, 2011).

Типовая документация (типовые положения, регламенты, договоры, схемы и т.д.) может быть разработана федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Соответственно изменения в типовую документацию должны вноситься тем органом власти, который ее утвердил.

Так, например, Правительством Российской Федерации была утверждена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (Постановление от 12 апреля 2013 г. № 329). Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации было поручено давать разъяснения по применению данной типовой формы. Что же касается изменений типовой формы, то они вносились в нее два раза Правительством Российской Федерации.

В качестве примера можно также привести типовую форму контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту (Закон Амурской области от 10 октября 2008 г. № 108-ОЗ). Произвольные изменения в указанный контракт вноситься не могут. Для его изменения необходимо внести поправки в данный региональный закон.

Или, например, Решением Мазановского районного Совета народных депутатов Амурской области от 30 мая 2007 г. № 438-р утверждено положение о дружинах по охране общественного порядка и типовая форма устава дружины по охране общественного порядка. В указанную типовую форму устава изменения может внести только представительный орган данного муниципального района.

Представляется, что типовая форма предполагает при ее применении точное ее воспроизведение, за исключением той ее части, которая оставлена для заполнения (вариативная часть типовой формы). Вместе с тем, полагаем, что данные документы носят рекомендательный характер, если иное не установлено принявшим ее нормативным актом.

Разъяснение дано Комитетом Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на официальном сайте Комитета.

Перейти к верхней панели