Совет муниципальных образований Ульяновской области обращает внимание органов местного самоуправления на следующие изменения законодательства и судебные акты принятые в феврале 2022 года.
1. Снято ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»).
2. С 17 марта 2022 года вступает в силу закон, предусматривающий взыскание в доход государства денежных средств лиц, представляющих сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в сумме, превышающей совокупный доход его семьи за три года.
Взыскание происходит в судебном порядке по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае не представления достоверных сведений, подтверждающих законность получения таких денежных средств.
Нижний предел суммы таких денежных средств, при котором органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением об их взыскании в доход РФ, установлен в сумме 10 000 рублей (Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции»).
3. Установлено новое основание отказа в признании садового дома жилым.
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом принимается в случае размещения садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления (Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 187 «О внесении изменения в пункт 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»).
4. В силу п. 24 и 25 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче обществу «Почта России» в качестве вклада РФ в уставный капитал общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только РФ и предоставленные РФ предприятию на праве аренды.
Делая вывод об отнесении спорного имущества к федеральной собственности, и тем самым фактически лишая МО права собственности, суды не дали правовую оценку доводу администрации об отнесении помещения к мун. собственности, а также основанию регистрации на него права собственности в порядке, установленном законом, не установили за счет каких средств был создан спорный объект недвижимости (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 08.02.2022 N 307-ЭС21-15330).
5. Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества МКД, в том числе по содержанию и уходу за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД, а также вывоз растительных отходов, образующихся в связи с содержанием придомовой территории МКД, возложена на управляющую организацию.
Суды пришли к выводу об отсутствии у местной администрации обязанности, возникшей в силу закона или какого-либо соглашения возместить управляющей организации понесенные расходы, а также осуществление таких действий по указанию администрации или в её интересах, то есть в отношении тех территорий, ответственность за содержание которых возложена на орган местного самоуправления и отсутствии правовых оснований для взыскания с органа местного самоуправления расходов истца, связанных с вывозом образующихся на придомовой территории МКД отходов (Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2022 N 310-ЭС22-183 по делу N А36-9650/2020).
6. Подъездные пути, расположенные на земельном участке, представляют собой асфальтобетонное покрытие, являются замощением земельного участка, не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земельного участка для организации проезда к соседнему участку и не могут быть признаны самостоятельным объектом недвижимости; при таком положении у Администрации муниципального образования не имелось предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ оснований для предоставления Обществу в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка (Определение ВС РФ от 10.02.2022 N 305-ЭС21-28576 по делу N А41-85310/2020).