Автор:Марат Шайхатаров

Оформление права муниципальной собственности

Президент РФ Владимир Путин 14 марта 2022 года подписал федеральный закон N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Это пакет антикризисных мер, ориентированный на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости.

В частности, Закон предусматривает в срок до 1 января 2025 года упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I (о разграничении госсобственности, вступило в силу 11.01.1992 г.). Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности (ч. 6.2 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в том числе с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения залоговой базы.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I к муниципальной собственности были отнесены жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др.

Между тем, Росреестр в открытой информации разъясняющей новые антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости сообщил, что Законом предусмотрен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. В связи с чем, остается открытым вопрос о возможности использования данной процедуры регистрации сельскими и городскими поселениями, так как они не являются правопреемниками муниципальных образований существовавших на 11.01.1992 (на момент вступления в силу постановления).

Между тем, исходя из буквального толкования Закона, ключевым моментом должно являться то, что оформляемые объекты недвижимости должны быть именно созданными до дня вступления в силу Постановления, а не то, что права на данные объекты возникли при разграничении госсобственности. В противном случае, происходит искажение нормы Закона и автоматическое лишение возможности поселений воспользоваться упрощенным порядком.

30 июня 2022 года Ассоциацией планируется совместное с Россреестром мероприятия для муниципальных образований Ульяновской области, по итогам которого будет размещена дополнительная информация по данному вопросу.

Справочно:
17 июня 2022 г. состоялось заседание Комитета Общероссийского Конгресса муниципальных образований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на котором был представлен алгоритм действий муниципальных образований по оформлению объектов недвижимости по указанной процедуре (инвентаризация бесхозяйных линейных объектов, подготовка декларации, подготовка технического плана, подача заявления в Россреестр).

При чем, ОКМО предполагает, что в данном порядке возможно, в том числе оформление бесхозяйных объектов недвижимости, в частности линейные объекты инженерной инфраструктуры, в связи с тем, что они в силу закона (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I) являются муниципальной собственностью. Данная возможность вызывает сомнения, так как в данном случае отсутствует документ установленный законом (выписка из реестра муниципального имущества) и установленной процедурой подменяется процедура оформления бесхозяйных объектов недвижимости.

Перейти к верхней панели