Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. За счет какого бюджета бюджетной системы Российской Федерации следует финансировать осуществление транспортировки в морг невостребованных и (или) неопознанных тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы (патологоанатомического исследования)?

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон «О погребении и похоронном деле») погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Гарантированный перечень услуг по погребению определен пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Такие услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы в органы местного самоуправления в порядке, определенном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346н (далее – Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз). При этом основаниями для осуществления судебно-медицинской экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя (пункт 4 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз).

Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз
доставка трупов и их частей, а также документов, в том числе медицинских,
в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу.

Патолого-анатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания (часть 1 статьи 67 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан). Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий утвержден Приказом Минздрава России от 6 июня 2013 г. № 354н
«О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» (далее – Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий). Патолого-анатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания (пункт 2 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий). При этом в случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть (пункт 6 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий).

  С учетом вышеизложенного, полагаем, что транспортировку в морг невостребованных и (или) неопознанных тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы (патологоанатомического исследования) следует рассматривать как мероприятие, осуществляемое вне организации погребения и оказания ритуальных услуг. В частности, транспортировка тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы осуществляется после ее назначения уполномоченными должностными лицами в установленном порядке в рамках осуществления ими своих процессуальных полномочий. При этом следует учитывать, что процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Тем самым, с учетом анализа положений вышеуказанных законодательных и правовых актов, по нашему мнению, по сути финансовое обеспечение затрат на транспортировку в морг тел умерших при назначении судебно-медицинской экспертизы (патологоанатомического исследования), должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Такой вывод также подтверждается положениями Постановления ФАС Дальневосточного округа от 25 мая 2010 г. № Ф03-2820/2010 по делу № А51-7886/2009.

http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Vopros/Voprosy-mestnogo-znacheniya-stati-14-16-/item/17319522/

Перейти к верхней панели