В Ассоциацию «Совет муниципальных образований Ульяновской области» поступают обращения органов местного самоуправления муниципальных образований по порядку предоставления земельных участков в безвозмездное пользование для ИЖС, ЛПХ и для осуществления КФХ его деятельности, в частности по обязательности опубликования извещения, предусмотренного ст. 39.18 ЗК, с целью выявления иных заинтересованных лиц в предоставлении данного земельного участка перед его предоставлением заявителю. По итогам анализа земельного законодательства сообщаем следующее.
Ответ: Да, предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК, то есть возможность предоставления указанных земельных участков связана с обязательным опубликованием извещения о предоставлении участка и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о его предоставлении.
Обоснование:
Безвозмездное пользование земельными участками регламентировано статьей 24 ЗК, в соответствии с которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК.
Статьей 39.10 ЗК установлен ряд случаев предоставления земельных участков в безвозмездное пользование. Случаи, предусматривающие предоставление земельных участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ, а также для осуществления КФХ его деятельности установлены в пп. 6, 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК:
— гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК). В целях его реализации принят Закон Ульяновской области от 02.09.2015 N 108-ЗО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области»);
— для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК). В целях его реализации принят Закон Ульяновской области от 02.10.2020 N 119-ЗО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в отдельных муниципальных образованиях Ульяновской области гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по отдельным специальностям, на срок не более чем шесть лет»).
Статьей 39.14 ЗК установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Согласно п. 8 данной статьи предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В части указанного исключения. То есть без особенностей установленных статьей 39.18 ЗК осуществляется предоставление земельных участков отдельным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в первоочередном или внеочередном порядке. Сразу необходимо отметить, что ни Закон Ульяновской области от 02.09.2015 N 108-ЗО, ни Закон Ульяновской области от 02.10.2020 N 119-ЗО не устанавливают такие случаи. Здесь имеются ввиду следующие случаи первоочередного и внеочередного предоставления земельных участков гражданам, например,:
— первоочередное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства предоставлено инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
— внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в садоводческие товарищества (кооперативы) предоставлено п. 8 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 указанного Закона;
— внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) в соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предоставлено ряду граждан, которым гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в безвозмездное пользование в случаях установленных ст. 39.10 ЗК, а для ИЖС, ЛПХ и КФХ, то есть для целей использования указанных в ст. 39.18 ЗК, с учетом особенностей предусмотренных ст. 39.18 ЗК.
Особенностью, предусмотренной указанной статьей, является опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, а также его размещение на сайте в сети Интернет. Институт публичного извещения предполагает соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для указанных целей. В случае поступления после опубликования извещения заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.
Несмотря на позицию по данному вопросу Министерства экономического развития Российской Федерации о том, что особенности предоставления земельных участков установленные статьей 39.18 ЗК не применяются в случае предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК, выраженной в письмах от 18 марта 2015 г. N Д23и-1019 «О разъяснении федерального законодательства» и от 15 мая 2019 г. N Д23и-15761 «О рассмотрении обращения» судебные органы при рассмотрении дел данной категории однозначно делают вывод о том, что возможность предоставления указанных земельных участков связана с обязательным опубликованием извещения о предоставлении участка и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о его предоставлении (см. Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2021 г. N 307-ЭС21-918 по делу N А13-5304/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2019 г. N Ф06-49258/19 по делу N А57-27157/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г. N 03АП-6994/20 по делу N А33-21477/2020, Определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. по делу N 8Г-3552/2021[88-7373/2021], Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 г. по делу N 8Г-17519/2021[88-17187/2021], Определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 г. N 88-9348/2020 по делу N 2-425/2019).
Кроме того, Минэкономразвития неоднократно являлось разработчиком законопроектов, которыми планировалось уточнение положений пункта 8 статьи 39.14 ЗК в части распространения его действия только на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность за плату или в аренду (проект федерального закона № 945097-6 и проект федерального закона № 496293-7), которые так и не были приняты.
Также необходимо отметить, что Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ в пункт 8 статьи 39.14 ЗК внесено изменение, вступающие в силу с 1 января 2023 года и предусматривающее в качестве исключения (т.е. без особенностей ст. 39.18 ЗК) случаи предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но в данном Федеральном законе № 101-ФЗ не установлены случаи предоставления земельных участков на праве безвозмездного пользования, а лишь аренда и собственность. Таким образом, данная поправка на рассматриваемый случай не распространяется.