1. Установлены случаи и порядок изъятия у собственника земельного участка из земель сельхозназначения в случае его неиспользования по целевому назначению (Федеральный закон от 05.12.2022 N 507-ФЗ).
Такой земельный участок может быть изъят:
1) если не используется по целевому назначению в течение трех и более лет;
2) если используется с нарушением законодательства РФ не менее трех лет подряд с даты выявления данного нарушения;
3) если используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель или причинение вреда окружающей среде;
4) если уже изъят ранее, после чего приобретен, но не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты приобретения.Уточнен порядок продажи изъятых участков с публичных торгов.
Установлен запрет для собственника, которому выдано предписание об устранении выявленного нарушения в отношении такого земельного участка, на передачу в залог, переход, прекращение права собственности, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства. Запись о таком обременении вносится в ЕГРН.
В случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок, в ЕГРН вносится запись о запрете совершения любых сделок до завершения рассмотрения судом дела об изъятии земельного участка.
2. С 1 марта 2023 года на 10 дней сокращен ряд сроков, связанных с согласованием, предоставлением и перераспределение земельных участков, находящихся в гос. и мун. собственности (Федеральный закон от 05.12.2022 N 509-ФЗ). Отметим, что до конца этого года действует особый срок рассмотрения заявления — не более 14 дней (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).Кроме того, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, возложена обязанность в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельхозпроизводства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара.
3. Размер задатка при продаже приватизируемого имущества, начальная цена которого составляет менее 100 млн. рублей, снижен с 20% до 10% (Федеральный закон от 05.12.2022 N 512-ФЗ).
4. При заключении договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении объектов недвижимости, находящихся в гос. или мун. собственности, размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении соответствующей услуги (Федеральный закон от 05.12.2022 N 513-ФЗ). Если же после подачи заявления кадастровая стоимость снизилась, то применяется цена на день заключения договора.
5. С 5 декабря 2023 года закреплена возможность подачи в ФАС заявления об антиконкурентном соглашении, в целях смягчения административной ответственности (Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ). В перечень сведений такого заявления входит информация о заявителе, описание нарушения, суть просьбы. Заявление подается в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭП. Кроме этого, с 1 января 2024 года заказчик в рамках Закона N 44-ФЗ обязан предупреждать участника закупки об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.
6. Обновлена процедура направления госорганами и ОМСУ запросов в ФНП для проверки наличия сведений об отмене доверенности, выданной в простой письменной форме, в реестре распоряжений об отмене доверенностей (Приказ Минюста России от 14.12.2022 N 392).
С 11 января 2023 года такой запрос должен содержать информацию:
1) о дате (число, месяц, год) выдачи доверенности;
2) о доверителе и доверенном лице (лицах): физическом лице — ФИО, дата рождения; юридическом лице — ИНН либо ОГРН;
3) о правовом основании предоставления уполномоченным органом гос. или мун. услуги или исполнения гос. или мун. функции.
Запрос подписывается УКЭП.Ответ о наличии или отсутствии сведений направляется в течение трех рабочих дней.
7. Конституционным Судом даны разъяснения по вопросу перерасчета платы за вывоз ТКО за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П). КС РФ пришёл к выводу, что услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент.
Сама по себе обязанность собственника жилого помещения в МКД по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТК возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника — причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением — обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии МКД в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в МКД от оплаты данной коммунальной услуги.
Правовое регулирование по рассматриваемому вопросу практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях). К тому же при установлении соответствующего регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги, достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. С этой точки зрения такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг. Таким образом, часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не противоречат Конституции РФ.
Указанные нормы не могут служить основанием для дифференцированного решения вопроса о предоставлении собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, права на перерасчет платы за вывоз ТКО, исчисляемой исходя из количества проживающих, на основании нормативов накопления ТКО, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника и иных лиц регистрации в этом жилом помещении.