Автор:Дмитрий Иванов

Практика КС РФ

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, несовместимо с положениями Конституции РФ

К таким выводам пришёл Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу жителя г.Воркута о признании не соответствующими Конституции РФ придания обратной силы нормам законодательства, ухудшающим положения граждан.
Заявитель является инвалидом с детства, рождённым после 01.01.1991 и состоял на учёте в качестве имеющего право на получение жилищных субсидийФедерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В связи с принятием Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»инвалиды с детства, рождённые после 01.01.1991 были лишены права на получение жилищных субсидий вне зависимости от их постановки на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Таким образом, федеральный законодатель придал обратную силу нормам закона, фактически ухудшающим положение отдельной категории граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обычно придание обратной силы тем или иным законам, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, — вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя, и в силу этого его рассмотрение Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.

Вместе с тем при внесении в законодательный акт изменений, которым придается обратная сила, должны быть соблюдены положения Конституции Российской Федерации о том, что Россия — демократическое, правовое и социальное государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью и чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Таким образом, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать статью 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы егостатье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учёта или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.

Текст судебного акта размещён по ссылке: https://rg.ru/documents/2022/03/18/postanovlenije-ks-o-zilsubsidijah.html

Перейти к верхней панели