Первый осенний месяц (05.09.2023 г.) отметился серьезной победой юристов Совета муниципальных образований Ульяновской области и администрации Сурского района Ульяновской области в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде (г. Самара).
Как известно, самой болезненной (но весьма продуктивной) в деятельности Совета последних лет серией кейсов в ряду судебной защиты муниципалитетов являются дела о привлечении органов местного самоуправления и бывших руководителей муниципальных унитарных предприятий к субсидиарной ответственности (солидарно) по долгам данных юридических лиц в рамках дел о банкротстве последних (либо вне дел о банкротстве).
В настоящее время в Арбитражном суде Ульяновской области и вышестоящих судебных инстанциях находится порядка 30-ти подобных дел и инициируются новые.
Речь идет о долгах перед энергосбытовыми компаниями около миллиарда рублей. Удовлетворение требований в рассматриваемых делах ляжет непомерным бременем на местные бюджеты и бывших руководителей МУПов, по сути приведя к фактической финансовой несостоятельности и тех, и других.
Работники Совета по обращениям органов местного самоуправления осуществляют подготовку необходимых документов и личное представительство интересов администраций и бывших руководителей МУПов в судебных разбирательствах.
Представителям муниципалитетов и Совету удалось выиграть несколько дел с суммарным размером ответственности более 400 млн. руб.
Одним из таких принципиальных кейсов является обособленный спор по заявлению конкурсного управляющего МУП «Сурское» администрации МО «Сурское городское поселение» Сурского района Ульяновской области Кознакова А.Ю. и АО «Ульяновскэнерго» о привлечении МУ Администрация МО «Сурский район» Ульяновской области и бывших руководителей МУП «Сурское» Штукатурова В.С. и Малышева В.С. к субсидиарной ответственности (солидарно) по долгам данного юридического лица в рамках дела о банкротстве последнего в размере 25 449 986 руб. 01 коп. (дело № А72-7871-10/2018).
Обстоятельствами, с которыми конкурсный управляющий и кредиторы обосновывали наличие оснований для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности, являлись неподача бывшими руководителями и администрацией заявлений о признании МУП «Сурское» несостоятельным (банкротом) и (или) о ликвидации предприятия в порядке, установленном ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также иные «нарушения».
Разбирательство в суде первой инстанции длилось рекордные три с половиной года. Все последние заседания по рассмотрению дела носили состязательный характер в буквальном смысле и прошли в жарких прениях с представителями конкурсного управляющего и кредиторов.
В итоге 11.07.2023 г. Арбитражный суд Ульяновской области, приняв во внимание доводы, представленные сторонами ответчиков, оставил заявление о привлечении к субсидиарной ответственности без удовлетворения, в частности, отметив следующее:
«Приведенные конкурсным управляющим и ПАО «Ульяновскэнерго» доводы, по мнению суда, не являются основаниями для взыскания убытков, поскольку не доказано наличия конкретных противоправных действий каждого из ответчиков…
При этом, наступление самого факта банкротства недостаточно для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, данный факт также не может свидетельствовать о наличии у него вины в
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи
27 банкротстве и причинно-следственной связи между его бездействием и таким банкротством, так как причиной банкротства должника могут быть обстоятельства, не связанные с конкретными действиями (или бездействием) ответчика…
Таким образом, суд приходит к выводу, что само по себе наступление объективного банкротства должника обусловлено внешними факторами, в частности снижением платежной дисциплины потребителей управляющей компании в условиях кризисных экономических явлений, что не означает автоматического наличия вины руководителя в невозможности погашения требований кредиторов и достаточности непосредственно заявления о такой вине со стороны конкурсного управляющего без представления прямых или косвенных доказательств совершения контролирующими лицами действий (их бездействия), которые и могли стать причиной объективного банкротства.
По существу доводы заявителей сводятся к тому, что при возникновении кредиторской задолженности должника, руководитель обязан был обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Между тем, сам факт того, что кредиторская задолженность увеличилась, не свидетельствует о противоправности действий должника, поскольку изменение таких показателей как дебиторская, кредиторская задолженности является обычным в процессе осуществления хозяйственной деятельности, тем более в такой сфере деятельности.
Довод, что Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области не наделило МУП «Сурское» всем необходимым комплексом недвижимого имущества, чтобы последнее могло надлежащим образом и в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, опровергается фактом взыскания компенсации за уменьшения конкурсной массы.
С учетом изложенного, суд считает необходимым заявления о привлечении к субсидиарной ответственности оставить без удовлетворения.».
Конкурсный управляющий и кредитор АО «Ульяновскэнерго», посчитав, что не всем доводам заявителей судом первой инстанций была дана надлежащая оценка, подали апелляционные жалобы в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В итоге 05.09.2023 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил истинность позиции Арбитражного суда Ульяновской области, оставив без изменения определение последнего, апелляционные жалобы конкурсного управляющего и АО «Ульяновскэнерго» — без удовлетворения.
В настоящее время конкурсным управляющим подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань).
Так что борьба продолжается…