Положительно закончились весенние судебные тяжбы для глав администраций сельских поселений Старомайнского района Ульяновской области.
Как известно, чрезвычайно болезненной (но весьма продуктивной) в деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Совет) серией кейсов в ряду судебной защиты муниципалитетов являются дела о привлечении органов местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
Данная статья предусматривает ответственность за различные формы нарушения требований по содержанию дорог. В настоящее время в работе Совета находится большое количество дел об административных правонарушениях по указанной статье.
Ответственность по данному составу административного правонарушения предусмотрена в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Необходимо отметить, что назначение судами наказаний в пределах данных санкций ложится непомерным бременем на местные бюджеты и глав администраций.
Фабулы рассмотренных мировым судьей Старомайнского района дел следующие.
Зимой текущего года после проверки, проведенной совместно с органами ГИБДД, прокуратура Старомайнского района возбудила дела об административных правонарушениях в отношении глав администраций шести сельских поселений (Жедяевского, Кандалинского, Краснореченского, Матвеевского, Прибрежненского и Урайкинского). Должностным лицам вменялось ненадлежащее содержание автомобильных дорог поселений.
До судебного разбирательства дела дошли лишь к концу весны, незадолго до истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому на первых заседаниях суда по всем шести делам (еще в рамках указанного срока) работникам Совета удалось обосновать невозможность полноценного рассмотрения дела и необходимость его отложения.
В следующих же судебных заседаниях также по всем шести делам Совет аргументировал истечение трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, что исключает возможность обсуждения вопроса о виновности либо невиновности привлекаемых к ответственности лиц, указав в частности следующее:
«Согласно ч.ч. 1.1-2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным и восстановлению не подлежит (кроме случая приостановления, предусмотренного ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).
Здесь также необходимо обратиться к практике Конституционного Суда РФ. Так, в особом мнении судьи КС РФ А.Н. Кокотова к Определению от 4 июля 2019 г. № 1837-О справедливо указано, что установление в КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности и правил их исчисления, будучи проявлением принципа правовой определенности (ст. 19 Конституции РФ), направлено на создание условий, необходимых, с одной стороны, для обеспечения неотвратимости административной ответственности, а с другой – для предотвращения неоправданно длительного нахождения привлекаемых к ответственности лиц под угрозой административного преследования и применения административного наказания, а также для максимального ограничения усмотрения и недопущения произвола со стороны правоприменителей при осуществлении производства по таким делам.
… Поскольку на день рассмотрения истек трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, что исключает возможность обсуждения вопроса о виновности либо невиновности привлекаемого к ответственности лица, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.».
В итоге мировой судья Старомайнского района, приняв во внимание доводы, представленные Ассоциацией, прекратил дела в отношении всех шести глав администраций за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Ознакомиться с одним из судебных актов (они все аналогичны) можно по ссылке.