Автор:Николай Тимирзин

Несанкционированные свалки

Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными ряд норм касательно ликвидации несанкционированных свалок исключительно за счет муниципалитетов.

Ранее, решением Арбитражного суда Красноярского края был удовлетворен иск регоператора по обращению с ТКО к администрации города Кодинска о взыскании расходов, связанных с ликвидацией места несанкционированного размещения ТКО, расположенного на земельном участке, госсобственность на который не разграничена.

Суд традиционно исходил из того, что ОМСУ городских поселений и муниципальных районов (на территориях сельских поселений) наделены полномочиями по распоряжению неразграниченными землями, т.е. фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.

Поскольку администрация не приняла мер по самостоятельной ликвидации несанкционированной свалки, а от заключения с регоператором договора на выполнение соответствующих работ отказалась, эти работы выполнены регоператором, что и послужило основанием для вынесения решения суда о взыскании с местной администрации неосновательного обогащения.Обжалование вынесенного решения вплоть до Верховного Суда РФ результата не принесли.

По итогам рассмотрения жалобы администрации Конституционный Суд РФ вынес постановление от 30.05.2023 N 27-П (прилагается), которым признал отдельные положения законодательства не соответствующими Конституции РФ.1. По сути, признано незаконным возложение на ОМСУ обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО или взыскание с МО расходов, понесенных регоператором в связи с ликвидацией таких мест:

1) расположенных на земельных участках, находящихся в госсобственности:

— поскольку не обеспечено финансирование (либо – если доказано, что ТКО размещены преимущественно населением МО, – справедливое гарантированное софинансирование) со стороны РФ или субъекта РФ;

2) на землях или земельных участках, госсобственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют:

— прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, с закреплением софинансирования РФ или субъектов РФ;

— закон субъекта РФ о наделении ОМСУ соответствующими госполномочиями с передачей им финансовых ресурсов.

При этом обязательным условием для применения изложенной позиции является, то что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов не вызвано умышленными неправомерными действиями ОМСУ или должностного лица МО.

2. Федеральному законодателю предписано внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в госсобственности.

До этого момента допускается принятие судебных решений, возлагающих на ОМСУ МО обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО либо предусматривающих взыскание с МО расходов, понесенных регоператором в связи с ликвидацией таких мест в аналогичных делах.Однако, в таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Неисполнение такого судебного решения до получения соответствующего финансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с ОМСУ исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

При этом ОМСУ, полностью исполнившие за счет местных бюджетов после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регоператора по договору):

1) из федерального бюджета – если такие места находятся на земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

2) из бюджета субъекта РФ – если такие места находятся на земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ;

3) из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) – если такие места находятся на землях или земельных участках, госсобственность на которые не разграничена.При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями ОМСУ или должностного лица МО.

Перейти к верхней панели