Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Должны ли субъекты РФ отменить законы, принятые до принятия Федерального закона № 131-ФЗ?

Вопрос. В период действия Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ в субъектах Российской Федерации были приняты законы, регулирующие местное самоуправление на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ, детально регулирующего полномочия, порядок формирования и деятельность органов местного самоуправления, должны ли субъекты Российской Федерации отменить действие указанных законов, как того требуют в некоторых случаях органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации, ссылаясь при этом на то, что в Федеральном законе № 131-ФЗ не предусмотрено принятие субъектами Российской  Федерации закона, регулирующего осуществление местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации?
     Ответ. В различных положениях Федерального закона № 131-ФЗ имеется более 30 отсылок к законам субъектов Российской Федерации и предписаний, возлагающих регулирование тех или иных вопросов
на законодательные акты субъектов Российской Федерации. При этом в Федеральном законе не указывается, какими именно законами субъектов Российской Федерации должны регулироваться эти вопросы
и как должны называться указанные законы.
Компетенция субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации установлена положениями ст. 73 и 76 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дел о конституционности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации исходит
из их права осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации (см., например, Постановление от 21 июня 1996 г. № 15-П, Постановление от 24 января 1997 г. № 1-П и др.).
Таким образом, запрещение субъектам Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, а также не урегулированных положениями Федерального закона, противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие в Федеральном законе прямого предписания о необходимости принятия  субъектами Российской Федерации законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, не может трактоваться как запрет на правовое регулирование этих вопросов субъектами Российской Федерации.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации, регулирующий осуществления местного  самоуправления на территории соответствующего субъекта Федерации, может не признаваться утратившим силу в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ, но должен быть приведен в соответствие с его положениями.

 

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели