Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ по вопросу соотношения муниципально-территориального и административно-территориального деления

Вопрос. В положениях Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующих порядок формирования территорий и установление границ муниципальных образований, не устанавливается соотношение муниципально-территориального и административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. Допустимо ли сформировать в одном административно-территориальном районе два или более муниципальных района и наоборот? Допустимо ли объединение в сельском поселении нескольких сельских административно-территориальных единиц (сельских округов, сельсоветов)? Могут ли не совпадать территории административно-территориальных единиц и территории муниципальных образований, а их границы пересекаться?
      Ответ. В положениях Федерального закона № 131-ФЗ не содержится норм, предписывающих учитывать при формировании территорий муниципальных образований административно-территориальное
деление субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем категории «населенный пункт», «сельский населенный пункт», «город», «поселок» являются понятиеобразующими для муниципальных образований «городское поселение», «сельское поселение», «городской округ», служат отправной точкой для описания их состава и территории. Так, сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное
самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ). В 2014 году появилось понятие городского округа с внутригородским делением – это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования
(Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ). Это соответствует традиционному для страны делению крупных городов (республиканского, областного, краевого значения) на районы как административно-территориальные единицы.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (например, Постановление от 3 ноября 1997 г. № 15-П).
Однако это не означает полного отсутствия взаимосвязи между муниципально-территориальным и административно-территориальным устройством. Она существует и объективно (фактически), и юридически (об этом свидетельствуют приведенные выше положения Федерального закона № 131-ФЗ).
Следует также учитывать, что объективно необоснованное несоответствие административно-территориального деления субъекта Российской Федерации и территорий муниципальных образований
(например, в части, определяющей территории муниципальных районов и административных районов, городов (поселков), городских поселений, объединений сельских населенных пунктов (сельских округов, сельсоветов, волостей) и сельских поселений) создаст путаницу, неоднозначность и расхождения в определении территорий, находящихся в юрисдикции различных органов управления и местного самоуправления. Как показывает практика, в тех субъектах Российской Федерации, в которых территории муниципальных образований были установлены с нарушениями этого принципа, возникли конфликты,
ухудшилась эффективность управления. Граждане, недовольные такими решениями, обращаются в суды и оспаривают законность принятых решений.
Исторически сложившиеся в соответствии с административно-территориальным делением территории районов, городов, поселков городского типа, районов, сельских округов (волостей, сельсоветов),
как правило, удовлетворяют критериям ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ и могут служить основой для установления территорий вновь создаваемых муниципальных образований. Поэтому рекомендуется сохранять взаимосвязь административно-территориального деления субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований и определять территории муниципальных образований
в соответствии с административно-территориальным делением субъекта Российской Федерации.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели