Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ по вопросу соотнесения наименований муниципальных образований и административно-территориальных единиц

Вопрос. Чем устанавливается наименование муниципального образования – законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования? Могут ли на одной и той же территории находиться административно-территориальные единицы и муниципальные образования с разными наименованиями?
        Ответ. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ создание муниципальных образований относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это осуществляется путем установления границ муниципальных образований, наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения, преобразования муниципальных образований, создания вновь образованных  поселений на межселенных территориях (ст. 10, 13, 13.2 Федерального закона № 131-ФЗ). Это осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Наименование муниципального образования – составная часть его статуса, элемент его идентификации. Невозможно создать муниципальное образование и установить его границы без присвоения ему
наименования, поскольку иначе невозможно будет идентифицировать территориальное сообщество, границы и статус которого устанавливаются. Присвоение наименования не является каким-либо отдельным
юридически значимым действием, а осуществляется в процессе создания муниципального образования. Соответственно, наименования создаваемых муниципальных образований устанавливаются законом
субъекта Российской Федерации при установлении границ и наделении статусом муниципальных образований.
Согласно ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должно определяться, в частности, наименование муниципального образования. Это не вступает в противоречие с вышеизложенным, поскольку муниципальные правовые акты, включая устав муниципального образования, принимаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 7, ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ). Аналогичным образом установлено, что в уставе муниципального образования должны определяться вопросы местного значения (п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ), а в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения устанавливается данным федеральным законом и не может быть изменен иначе, как путем внесения в него изменений. В подобных случаях роль устава заключается в воспроизведении норм вышестоящих правовых актов применительно к данному муниципальному образованию. Соответственно, наименование муниципального образования в уставе муниципального образования воспроизводится в том виде, в каком оно установлено законом субъекта
Российской Федерации. Это не исключает того, что в уставе муниципального образования будет установлено дополнительное, сокращенное наименование муниципального образования для употребления в дальнейшем в уставе и (или) иных муниципальных правовых актах.
Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации относится к компетенции субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 24 января 1997 г. № 1-П). Основы административно-территориального устройства страны установлены Указом Президиума Верховного СоветаРСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» (который действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации). В соответствии с данным документом административно-территориальными единицами являются городские и сельские населенные пункты, районы, районы в городах, сельсоветы. Административно-территориальное устройство является основой для организации публичной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации. В частности, с учетом такового может осуществляться деление территории субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. Муниципальные образования не являются административно-территориальными единицами.
Так, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ городские и сельские поселения, городские округа образуются на основе населенных пунктов (ст. 2 и 11). Однако требований о совпадении,
соответствии или взаимоувязке административно-территориального и муниципально-территориального устройства федеральное законодательство не содержит. Этот вопрос решается в каждом субъекте Российской Федерации. Однако это отдельные виды территориального деления и, соответственно, даже в случае совпадения территорий административно-территориальных единиц и муниципальных образований
данные территориальные образования остаются самостоятельными и регулируются разными законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В связи с этив границах одной территории могут существовать административно-территориальные единицы и муниципальные образования с различными наименованиями.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели