Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ по вопросу изменения границы между муниципальными образованиями, связанного с изменением границы между субъектами РФ

       Вопрос. Как осуществляется изменение границ муниципальных образований, их преобразование или упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации; необходимо ли в этом случае выявление мнения населения; может ли соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступить в силу в период избирательной кампании по выборам органов местного самоуправления данных муниципальных образований, в период кампании по проведению местного референдума?
       Ответ. Ст. 12, 13, 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ регламентируется порядок изменения границ, преобразования, упразднения муниципальных образований, в том числе порядок выявления и учета мнения населения. В основе регулирования этих вопросов лежит норма ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Данная конституционная норма согласуется со ст. 5 «Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление» Европейской хартии местного самоуправления: как предусмотрено этой статьей, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом.

Таким образом, по общему правилу и при изменении границ, и при преобразовании муниципальных образований, и при упразднении поселений должно учитываться мнение населения. Указанными статьями также предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования и о преобразовании муниципального образования не должны вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период местного референдума.
Вместе с тем Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
» были внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, предусматривающие некоторые исключения из указанного выше правила. В частности установлено, что при изменении границ между субъектами Российской Федерации требования ст. 12 и 13 Федерального закона № 131-ФЗ не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ).
Таким образом, в указанном случае выявление мнения населения муниципальных образований не требуется, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации может вступить в силу в период избирательной кампании по выборам органов местного самоуправления данных муниципальных образований, в период кампании по проведению местного референдума.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели