Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Допускается ли передача права осуществления всех полномочий по одному или по нескольким вопросам местного значения на основании соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений в его составе?

       Вопрос. Допускается ли передача права осуществления всех полномочий по одному или по нескольким вопросам местного значения на основании соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений в его составе?
       Ответ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им права осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Из этого следует, что передаваться могут лишь отдельные полномочия, а не вопросы местного значения в полном объеме, и что передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений.
Каких-либо ограничений по кругу полномочий, подлежащих передаче, закон не содержит. В ряде иных законодательных положений дополнительно оговаривается возможность передачи на уровень муниципальных районов полномочий органов местного самоуправления поселений: по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организа-
ций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального за-
кона № 131-ФЗ); по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения (ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ); по разработке прогноза социально-экономического развития поселения (ст. 173 БК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления поселения могут передать органам местного самоуправления муниципального района часть своих полномочий по решению любых вопросов местного значения. Единственное исключение в настоящее время установлено ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием иному муниципальному образованию.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели