Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Каков порядок установления режима «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?

             Вопрос. Каков порядок установления режима «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?
             Ответ. В соответствии с информацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на сегодняшний день
в Российской Федерации органы управления, силы и средства органов государственной власти и местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, объединены в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).
В Положении о РСЧС, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (п. 5 и 6), установлено, что на территории субъекта Российской Федерации создаются территориальные подсистемы РСЧС, состоящие из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению региона.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации показывает, что территориальные системы РСЧС создаются обычно на уровне городских округов и муниципальных районов (за исключением городов федерального значения).
В настоящее время ответственность за организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации городских округов и районов (по соглашению о передачи части полномочий).
С учетом вышеизложенных положений законодательно полномочиями по введению режимов «повышенная готовность» и «чрезвычайная ситуация» при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера наделены руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Главы администраций сельских поселений указанными полномочиями не наделены.
В то же время законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения за сельскими поселениями могут закрепляться
задачи по предоставлению информации о рисках чрезвычайных ситуации, созданию местных материальных ресурсов для ликвидации их последствий, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, а также оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Также с целью снижения рисков чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями, сельские поселения направляют в органы местного самоуправления муниципальных районов (в пределах которых находится сельские поселения) заявки на проведение противопаводковых мероприятий, в том числе предусматривающих инженерную защиту от наводнений.

Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения сельских поселений, касающиеся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, реализуются на основании  законов соответствующих субъектов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сельских поселений.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

 

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели