Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Можно ли при передаче органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (или наоборот) права осуществления части своих полномочий по соглашениям между ними одновременно передавать имущество, необходимое для осуществления таких полномочий, в собственность?

Вопрос. Можно ли при передаче органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (или наоборот) права осуществления части своих полномочий по соглашениям между ними одновременно передавать имущество, необходимое для осуществления таких полномочий, в собственность?
          Ответ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им права осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ. Вопрос о передаче материальных ресурсов на указанные цели прямо в данном законе не решен. Вместе с тем, очевидно, что при передаче определенных полномочий на основе соглашений может потребоваться передача одновременно с ними определенного имущества, необходимого для их исполнения.
Следует иметь в виду, что указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, т. е. передача полномочий носит временный характер (абз. третий ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ). При этом передача полномочий одним органом местного самоуправления другому не меняет принадлежности данных
полномочий передавшему органу, поскольку согласно букве закона передается лишь право осуществления данного полномочия на определенный срок. В таких условиях должна быть обеспечена возвратность имущества, необходимого для осуществления передаваемых полномочий, органу местного самоуправления, передавшему эти полномочия. В случае передачи вслед за передачей полномочий имущества в собственность другого муниципального образования такую возвратность обеспечить невозможно, поскольку новый собственник вправе распорядиться данным имуществом по своему усмотрению, вплоть до отчуждения. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой формой перераспределения имущества, необходимого для исполнения передаваемых полномочий, является передача имущества в безвозмездное пользование.
Тот факт, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 того же Федерального закона, не означает, что подразумевается передача имущества по соглашениям в собственность. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Именно такое, собственное, дополнительно используемое имущество и может находиться в муниципальной собственности муниципального образования, которому передано осуществление части полномочий
другого муниципального образования.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели