Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать правила содержания домашних животных?

       Вопрос. Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать правила содержания домашних животных?
       Ответ. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов отнесено утверждение правил
благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2).
Благоустройство территории – деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 ГрсК РФ).
Вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных относятся к предмету регулирования правил благоустройства территории муниципального образования (п. 7 ч. 2 ст. 45.1 Федерального
закона № 131-ФЗ). Органам местного самоуправления рекомендовано включать в состав раздела по содержанию объектов благоустройства положения о содержании животных (п. 12.1.2 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр). К объектам благоустройства относятся, в том числе площадки для выгула и дрессировки собак (п. 1.3 указанных Методических рекомендаций). На территории площадки рекомендуется предусматривать информационный стенд с правилами пользования площадкой (п. 6.12.6.3 Методических рекомендаций). Рекомендуется обеспечивать недопущение использования территории зоны отдыха для иных целей, в том числе выгуливания собак (п. 9.6 Методических рекомендаций). Таким образом, в части, касающейся вопросов благоустройства, органы местного самоуправления вправе устанавливать правила содержания домашних животных.
В то же время органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в т. ч. гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относится к компетенции Российской Федерации (п. «в», «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГК РФ).
Органы местного самоуправления не вправе также регулировать вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку таковые относятся к компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 14 мая
1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»). Вместе с тем, в соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вопросов организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней
животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. Соответственно, регулирование муниципальными правовыми актами отдельным вопросов, касающихся санитарно-эпидемиологического благополучия, может быть признано правомерным, если органы местного самоуправления уполномочены на это законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, в пределах своей компетенции органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие правила содержания домашних животных.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели