Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. В каких случаях и в каком порядке должно осуществляться секретное делопроизводство в муниципальных образованиях – поселениях?

        Вопрос. В каких случаях и в каком порядке должно осуществляться секретное делопроизводство в муниципальных образованиях –поселениях?
        Ответ. Согласно п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее –Закон № 5485-1) органы местного самоуправления во взаимодействии
с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации.
Из этого следует, что обязанность по обеспечению секретности возникает у органов местного самоуправления поселения только в случае передачи им в установленном порядке сведений, содержащих
государственную тайну, либо в случае получения (разработки) таких сведений в деятельности данных органов или подведомственных им организаций. Органы местного самоуправления поселений не определены как органы, которым в силу закона передаются такие сведения и которые, соответственно, обязаны обеспечивать их защиту. Передача секретных сведений возможна по запросам самих органов и при наличии у них условий для защиты государственной тайны (ст. 16 Закона № 5485-1). Необходимость обеспечивать установленные нормативными правовыми актами условия защиты государственной тайны
(включая выделение и оборудование помещений) возникает у органов местного самоуправления поселения только в случае, если они заинтересованы в получении соответствующих сведений и запрашивают
их. Передача в органы местного самоуправления поселения сведений, содержащих государственную тайну, в одностороннем порядке и возникновение обязанности по обеспечению их секретности как следствие
такой передачи исключается.
Передачу сведений органам и организациям следует отличать от допуска отдельных должностных лиц к государственной тайне. Последний означает разрешение на ознакомление лица с секретными документами. В этом случае документы данному должностному лицу не передаются, поэтому необходимость их специального учета и хранения не возникает. Обязанность по обеспечению секретности данных
документов, включая их хранение в специально оборудованных помещениях, лежит на органах, располагающих данными сведениями и предоставляющих их для ознакомления. Само ознакомление может быть организовано различным образом в зависимости от реальных обстоятельств. При отсутствии необходимых условий (включая требования к помещению), при которых лицу может быть обеспечено предоставление документов для ознакомления на его рабочем месте, такое ознакомление может осуществлять с выездом данного лица к месту хранения документов.
Таким образом, наличие у главы поселения допуска к государственной тайне не влечет необходимости ведения секретного делопроизводства в органах местного самоуправления этого поселения.
Необходимость в особом делопроизводстве возникает лишь в случае передачи секретных сведений органам местного самоуправления.
Кроме того, следует иметь в виду, что глава муниципального образования не включен в Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне. Глава
муниципального образования не является также государственным или муниципальным служащим, замещение должностей которых сопряжено с необходимостью оформить допуск к государственной тайне. В этих обстоятельствах глава муниципального образования при отсутствии необходимости доступа к секретным сведениям может отказаться от оформления или сохранения допуска к государственной тайне. Причем в отличие от государственных и муниципальных служащих это не может являться основанием к досрочному прекращению его полномочий.
Секретное делопроизводство не является вопросом местного значения или полномочием по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 14, 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Данная
деятельность может быть отнесена к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые в соответствии с ч. 1.1 ст. 17 того же Федерального закона могут устанавливаться иными федеральными законами и уставом муниципального образования. Согласно Закону № 5485-1 полномочия по обеспечению секретности возникают у органов местного самоуправления поселений
лишь в случае, если органы местного самоуправления или муниципальные организации получают или производят в установленном порядке сведения, составляющие государственную тайну. В этом случае
они действительно обязаны вести секретное делопроизводство и могут либо делать это самостоятельно, либо передавать данные полномочия органам местного самоуправления муниципального района. Если же
подобные сведения в деятельности органов местного самоуправления поселений или муниципальных организаций не образуются, то обязанности по ведению секретного делопроизводства и предмета для передачи полномочий в этой сфере органам местного самоуправления района также не возникает.
Что касается требований к порядку организации секретного делопроизводства, то они определены Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, которая сама по себе является секретной.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели