Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Как разграничиваются полномочия в сфере библиотечного обслуживания между муниципальными районами и поселениями?

      Вопрос. Как разграничиваются полномочия в сфере библиотечного обслуживания между муниципальными районами и поселениями?Правомерна ли частичная передача поселениям имущества библиотек (зданий, оборудования) при сохранении в районной собственности
библиотечного фонда?
       Ответ. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ вопросы местного значения муниципальных районов и городских поселений в составе районов в сфере библиотечного обслуживания носят однотипный характер. К ведению городских поселений отнесены организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (п. 11 ч. 1 ст. 14); к компетенции муниципальных районов – организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных
фондов (п. 19 ч. 1 ст. 15).
В законодательстве о библиотечном деле не содержится детализации полномочий по решению данных вопросов местного значения в зависимости от типа муниципальных образований. Федеральный закон
от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» не дифференцирует библиотеки на поселенческие и межпоселенческие, не определяет различий между ними. В связи с этим затруднительно определить,
какие библиотеки, включая их библиотечный фонд, в силу закона должны находиться в ведении поселений, а каким может быть придан статус межпоселенческих.
Для этих целей могут быть полезны Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденные распоряжением Минкультуры России от 2 августа 2017 г. № Р‑965, в которых содержатся нормы и нормативы размещения библиотек. Решение вопроса о передаче библиотеки (полностью или частично) в ведение поселения либо сохранении в компетенции муниципального района решается в каждом конкретном случае с учетом как правового статуса библиотеки на момент разграничения имущества, так и избранной на данной территории модели организации библиотечного обслуживания.
Передача поселению части имущества библиотеки (здания, оборудования) при сохранении в распоряжении района библиотечного фонда не может рассматриваться сама по себе как не соответствующая закону. При этом следует иметь в виду, что если библиотека в поселении на момент разграничения имущества являлась самостоятельным учреждением и библиотечный фонд находился у нее на праве оперативного управления, то сохранение данного фонда в ведении района при передаче зданий и оборудования поселениям возможно только при соблюдении установленного ГК РФ порядка изъятия учредителем излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества (ч. 2 ст. 296) либо после ликвидации или реорганизации библиотеки, в результате которых она лишится статуса самостоятельного юридического лица.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели