Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Относится ли к компетенции органов местного самоуправления обеспечение перевозки тел умерших в патологоанатомические бюро и морги?

       Вопрос. Относится ли к компетенции органов местного самоуправления обеспечение перевозки тел умерших в патологоанатомические бюро и морги?
        Ответ. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14, п. 17 ч. 1 ст. 15, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Полномочия органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения конкретизируются в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения данного вопроса местного значения могут осуществлять и иные полномочия, установленные ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований. В частности, согласно ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней. Данным законом на местные бюджеты
прямо не возлагается финансирование расходов по предоставлению каких-либо ритуальных услуг, в том числе услуг по транспортировке тел умерших в морг или бюро судебно-медицинской экспертизы.
Исходя из вышеизложенного, финансовое обеспечение транспортировки тел умерших для установления причин смерти и подготовки к погребению не является законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления.

Вместе с тем при регулировании в муниципальных правовых актах порядка решения такого вопроса местного значения, как организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения, органы местного самоуправления могут предусмотреть предоставление указанных услуг бесплатно за счет средств местного бюджета.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время правоприменительная практика исходит из того, что в случае принятия к исполнению данного полномочия эта деятельность должна подчиняться
правилам предоставления муниципальных услуг. В частности, поскольку такая услуга не включена в гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, такая услуга может быть оказана любым хозяйствующим субъектом и для ее оказания должен быть объявлен конкурс в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (см., например, письмо Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и‑1860, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля
2012 г. № ВАС‑17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А21-7662/2012).

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели