Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Возможно ли в рамках Федерального закона № 131-ФЗ исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не органами местного самоуправления, а силами муниципальных учреждений?

       Вопрос. Возможно ли в рамках Федерального закона № 131-ФЗ исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не органами местного самоуправления, а силами муниципальных учреждений?
       Ответ. В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации отдельными государственными полномочиями могут наделяться исключительно органы местного самоуправления. Аналогичная
норма закреплена в гл. 4 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ выделил два основных признака органа местного самоуправления – это особый порядок формирования и наличие соответствующих полномочий.
В структуру органов местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица
местного самоуправления. Структура, закрепленная Федеральным законом № 131-ФЗ, является достаточно гибкой, поскольку предусматривает возможность создания иных органов местного самоуправления. Иные органы местного самоуправления должны так же, как и органы, указанные в ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, избираться непосредственно населением или образовываться представительным органом муниципального образования и наделяться уставом муниципального образования соответствующими полномочиями.
При наделении их правами юридического лица такие органы будут являться муниципальными учреждениями (ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ).
Муниципальные образования самостоятельно определяют состав и компетенцию таких «иных» органов местного самоуправления. Например, Уставом Белозерского муниципального района Вологодской области в качестве иных органов местного самоуправления предусмотрены: финансовое управление района, управление имущественных отношений района и управление образования района.
Указанные органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но не в силу того что их организационно-правовая форма – муниципальные учреждения. Главный критерий здесь то, что
они – органы местного самоуправления.
На основании изложенного муниципальным учреждениям, не являющимся органами местного самоуправления, такие полномочия передаваться не могут.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели