Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать льготы отдельным категориям граждан в виде первоочередного приема их детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в порядке реализации ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ?

        Вопрос. Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать льготы отдельным категориям граждан в виде первоочередного приема их детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в порядке реализации ч. 5 ст. 20 Федерального закона
№ 131-ФЗ?
       Ответ. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании). Так, согласно ч. 1 указанной статьи прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона об образовании).
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Федерального закона об образовании). Тем самым, органы местного самоуправления вправе
регулировать вопросы приема детей в дошкольные образовательные учреждения только в отношении муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в качестве учредителей последних. При этом
в любом случае такое регулирование должно соответствовать федеральному законодательству.
Вопросы очередности предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях непосредственно связаны с реализацией права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации) и, соответственно, их регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации). В настоящее время первоочередное или внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях
предусмотрено рядом федеральных законов: «О милиции», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О статусе военнослужащих», «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации». В связи со сказанным полагаем, что расширение перечня лиц, имеющих приоритетное право на прием в дошкольные учреждения, возможно только нормативными правовыми актами федерального уровня.
Что касается ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ, то в ней речь идет об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет
средств местного бюджета. Подразумевается, что такие меры повышают уровень социального обеспечения некоторых, социально незащищенных категорий населения по сравнению с общим гарантированным
уровнем, но не в ущерб ему. В условиях дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях первоочередное их предоставление одним гражданам приведет к отказу в этом другим, то есть к ухудшению
социального и правового положения одних категорий граждан за счет предоставления льгот другим. По существу, в таком случае речь идет не об установлении дополнительных (по отношению к общему уровню) мер социальной поддержки, а о регулировании степени социального обеспечения различных категорий граждан, что не относится к компетенции органов местного самоуправления.
На основании изложенного полагаем, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать льготы отдельным категориям граждан в виде первоочередного приема их детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели