Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Можно ли вынести на местный референдум вопрос о преобразовании муниципального образования?

       Вопрос. Можно ли вынести на местный референдум вопрос о преобразовании муниципального образования?
      Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том,
что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, которые
решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечни вопросов местного значения определены в ст. 14, 15, 16, 162 указанного закона. Именно на их основе федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
Кроме этого, Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено, что на местном референдуме может определяться структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных
территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст. 34). Также на местном референдуме или на сходе граждан решаются вопросы введения и использования средств самообложения граждан (разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения) (ст. 56).
Вынесение на местный референдум каких-либо иных вопросов федеральным законодательством не предусмотрено.
В число вопросов местного значения городского поселения, установленных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, не входит вопрос о преобразовании муниципального образования.
Таким образом, предложенный вами вопрос не может быть вынесен на местный референдум.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии положениями ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Принятию представительным органом муниципального образования решения по указанному вопросу в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания, на которых должны быть обсуждены проекты соответствующих правовых актов. При этом согласно ч. 4 указанной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов
публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели