Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Возможно ли введение самообложения в ТОСах?

         Вопрос. Возможно ли введение самообложения в ТОСах?
         Ответ. Согласно нормам Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 389-ФЗ были внесены изменения в ст. 251 и 56 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающие, что вопросы введения и использования указанных в данных нормах разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных п. 4 и 41 ч. 1 ст. 251 данного Федерального закона, на сходе граждан (ч. 2 ст. 56
Федерального закона № 131-ФЗ).
Положения п. 4 и 41 ч. 1 ст. 251 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что сход граждан может проводиться в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального
образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан, а также в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутригородского
района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенном на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта.
Нормами соответствующего законопроекта № 58281-7 в первоначальной редакции его авторами предлагалось внести изменения в положения Федерального закона № 131-ФЗ в целях предоставления возможности введения и использования средств самообложения граждан на части территории поселения в границах территориального общественного самоуправления (ТОС).
В частности, законопроектом предлагалось дополнить ч. 7 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ новым пунктом, согласно которому к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан,
осуществляющих ТОС, предусматривалось отнести осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения, в том числе принятие решений по вопросам введения и использования средств
самообложения. Также предлагалось внести изменения в ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающие возможность решения вопросов введения и использования средств самообложения
граждан не только на местном референдуме (сходе граждан) в пределах территории муниципального образования, но и на собрании граждан, осуществляющем ТОС (на части территории поселения
в границах ТОС).
В Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления само по себе предложение предусмотреть в Федеральном законе № 131-ФЗ возможность введения и использование средств самообложение граждан на части территории поселения не вызвало и не вызывает возражений.
Вместе с тем, по мнению комитета необходимо учитывать, что согласно п. 3 ч. 8 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органы ТОС могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству
территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных
граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Таким образом, возможность осуществления деятельности ТОС
за счет средств граждан, проживающих на соответствующей территории, уже предусмотрена Федеральным законом № 131-ФЗ. Однако данные положения не предполагают обязательность взимания указанных средств с граждан. Следует иметь в виду, что местный референдум и сход граждан представляют собой непосредственное выражение воли граждан по осуществлению местного самоуправления, то есть являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.
Согласно ч. 2 ст. 251 Федерального закона № 131-ФЗ сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной
власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ). Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории
поселения (ч. 7 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ для признания правомочности собрания граждан по вопросам организации и осуществления ТОС достаточно участия в нем одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Оформление членства или участия в ТОС не предусмотрено. Следует также отметить, что на территории, на которой осуществляется ТОС, могут проживать граждане, которые в деятельности ТОС участия не принимают. При этом система ТОС создана не во всех поселениях, поэтому воспользоваться предлагаемым законопроектом механизмом введения и использования средств самообложения граждан можно будет не во всех поселениях. При этом нормы законопроекта № 58281-7 в первоначальной редакции не предусматривали возможность введения средств самообложения граждан на части территории
городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородской территории города федерального значения, а также внутригородских районов, что значительно ограничивало применение
предлагаемого института на практике.
Ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что решение, принятое на местном референдуме (сходе) граждан, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Решения собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, не отнесены Федеральным законом № 131-ФЗ к муниципальным правовым актам,
поэтому не могут иметь для граждан обязательных правовых последствий и носить для них обязательный характер.
В связи с изложенным решения собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, не могут быть отнесены к формам непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и их принятие не может служить основанием для введения института средств самообложения, имеющим признаки обязательности для исполнения гражданами. Под
ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим использование института ТОС для введения и использования средств самообложения граждан не соответствует его сути и назначению.
В своем заключении на первоначальную редакцию законопроекта № 58281-7 комитет указывал, что процедура проведения местного референдума по вопросам введения и использования средств самообложения граждан на всей территории муниципального образования носит сложный и длительный характер, а также требует привлечения значительных организационных и финансовых ресурсов для его проведения. При этом строительство объектов, организация предоставления общественных услуг не во всех случаях осуществляется в отношении всех жителей соответствующего муниципального образования одновременно.
В связи с этим, по мнению комитета, вопрос о взимании средств самообложения граждан на части территории муниципального образования должен решаться путем применения одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в частности, путем проведения схода граждан. При этом проведение указанного схода возможно допустить в населенном пункте, входящим в состав поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района, городского округа, что позволит создать необходимые правовые, организационные, материально-технические условия для выражения беспрепятственного волеизъявления всех жителей соответствующего населенного пункта по вопросу самообложения.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил авторам законопроекта в соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 112 Регламента
Государственной Думы изменить его текст с учетом указанных замечаний и предложений. При этом авторы законопроекта № 58281-7 согласились с данными предложениями комитета, и законопроект был принят в редакции, предусмотренной Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 389-ФЗ.
Дополнительно обращаем внимание, что в силу особенностей административно-территориального деления в ряде муниципальных образований проведение схода граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского
округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, не всегда является приемлемым.
В ряде муниципальных образований указанные населенные пункты представляют достаточно крупные административно-территориальные единицы или в уставах некоторых муниципальных образований административно-территориальное деление на соответствующих территориях четко не определено (например, города Казань, Пермь).
В связи с этим комитет продолжает работу по поиску оптимальных вариантов расширения возможности проведения схода граждан по указанным вопросам на части территории муниципальных образований,
в том числе в пределах границ ТОС. При этом полагаем, что принятие решения о введении самообложения граждан в пределах границ ТОС путем проведения опроса граждан представляется неправомерным, поскольку опрос граждан не может обеспечить прямого волеизъявления большинства жителей соответствующих территорий относительно решения данного вопроса и его результаты не могут носить обязательного характера (ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ).

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели