Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Какой должна быть процедура выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, а также процедура голосования на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования?

        Вопрос. Какой должна быть процедура выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, а также процедура голосования на сходе граждан?
        Ответ. Особое внимание Федеральным законом № 131-ФЗ уделено формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Среди этих форм законодателем выделены два вида схода граждан. Это сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25), и сход граждан, на котором решаются различные вопросы населенного пункта или поселения (ст. 251).
В ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ закреплены нормы, посвященные сходу граждан, осуществляющему полномочия представительного органа муниципального образования. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Он может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
П. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены различные способы избрания главы муниципального образования.
Так, глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом в данном пункте сделана оговорка для поселений, в которых полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан. В них глава избирается на сходе и исполняет полномочия главы местной администрации. Данная норма является императивной.
Обращаем внимание, что избрание главы муниципального образования на сходе (равно как и избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования)
не является выборами в смысле Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем, нормы этого закона, касающиеся процедуры проведения выборов, в полном объеме к нему не применяются.
С учетом того, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции, представляется, что процедура выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, правила голосования на сходе граждан должны быть аналогичны правилам, предусмотренным для представительного органа
муниципального образования, и отражены в уставе муниципального образования.
Учитывая, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных
органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ), целесообразно в законе субъекта Российской Федерации подробно прописать вопросы, связанные со сходом граждан, в том числе и порядок избрания главы муниципального образования на сходе, осуществляющем полномочия представительного
органа муниципального образования.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

 

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели