Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Обязана ли администрация городского округа выдавать жителям по их письменному обращению копии протоколов прошедших публичных слушаний, в которых участвовали жители данного городского округа?

        Вопрос. Обязана ли администрация городского округа выдавать жителям по их письменному обращению копии протоколов прошедших публичных слушаний, в которых участвовали жители данного городского округа?

       Ответ. Ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ,
определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 455-ФЗ) в ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие, среди прочего, что по проектам градостроительных документов, в том числе генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий,
проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов и т. д. в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок
организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений
законодательства о градостроительной деятельности.
При этом следует учитывать, что Федеральным законом № 455-ФЗ, наряду с публичными слушаниями, был введен институт «общественного обсуждения» градостроительных документов, предполагающий преимущественно «заочный» формат обсуждения (направление своего мнения по обсуждаемому вопросу организатору обсуждения, например посредством информационно-телекоммуникационной сети
Интернет), в то время как институт публичных слушаний, предполагает непосредственное «очное» обсуждение (присутствие лиц, желающих принять участие в обсуждении, в определенном месте) и представляет форму очного участия населения в управлении делами государства и/или местного сообщества, и это право защищено ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Порядок проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по проектам градостроительных документов достаточно подробно урегулирован нормами ст. 51 ГрсК РФ, введенной Федеральным законом № 455-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 51 ГрсК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по вышеуказанным документам проводятся в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений ГрсК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ГрсК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.1 ГрсК РФ процедура проведения общественных обсуждений включает, среди прочего, этапы по: подготовке и оформлению протокола общественных обсуждений; подготовке
и опубликованию заключения о результатах общественных обсуждений (п. 4 и 5 ч. 4 ст. 51 ГрсК РФ).
Вместе с тем, в случае выбора такой формы публичного рассмотрения проектов муниципальных правовых актов как общественные обсуждения, организатор общественных обсуждений в соответствии
с ч. 16 ст. 5.1 ГрсК РФ должен обеспечить равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях, всех участников общественных обсуждений (в том числе путем предоставления
при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или)
помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).
При этом, согласно ч. 17 ст. 51 ГрсК РФ официальный сайт и (или) информационные системы, которые в соответствии с ч. 24 ст. 51 ГрсК РФ определяются уставом муниципального образования и (или)
нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений ГрсК РФ, среди прочего, должны обеспечивать возможность:
1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;
2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.
Ч. 20 ст. 51 ГрсК РФ прямо указывает, что участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения
и замечания.
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором, среди прочего, должны быть указаны: реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 21 и 22 ст. 51 ГрсК РФ).
В соответствии с ч. 23 ст. 51 ГрсК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Таким образом, несмотря на рекомендательный характер общественных обсуждений и публичных слушаний, в настоящее время учет мнения населения при проведении публичных слушаний (общественных обсуждений) по проектам муниципальных правовых актов и внесению изменений в них регулируется законодательством и предполагает, среди прочего, своевременное ознакомление граждан
с результатами общественных обсуждений (публичных слушаний) посредством предоставления выписок из протокола общественных обсуждений, а также предоставляет возможность ознакомления населения с результатами общественных обсуждений после обязательного опубликования заключения о результатах общественных обсуждений в порядке, установленном для официального опубликования
муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещения на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели