Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Правомерно ли определение времени проведения публичных слушаний главой муниципального образования?

      Вопрос. Правомерно ли определение времени проведения публичных слушаний главой муниципального образования? Ситуация: В связи с заявлением жительницы муниципального образования, рабочий день которой длился до 17.00, решением городского суда распоряжение главы муниципального образования в части определения времени проведения публичных слушаний было признано незаконным. После этого время проведения слушаний было изменено. Однако от жителей постоянно поступают предложения о том, какое время
им более удобно.
      Ответ. Гражданское участие в местном самоуправлении является одним из базовых принципов функционирования этого института пуб-личной власти. Публичные слушания призваны обеспечить информационную открытость действий и решений органов местного самоуправления и одновременно создать канал обратной связи, позволяющий населению влиять на выработку принимаемых решений. Это институт консультативной, а не прямой демократии. На публичных слушаниях не принимаются властные решения, их рекомендации не являются обязательными для органов местного самоуправления. Не допустить принятия кулуарных решений по значимым для населения вопросам, выявить общественное мнение и организовать его учет – цели проведения публичных слушаний.
Федеральный законодатель делегировал полномочия по определению порядка организации и проведения публичных слушаний органам местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Данная правовая норма является определенной, ясной и недвусмысленной.
В уставе муниципального образования или нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования должен быть детально регламентирован порядок организации публичных слушаний, определен круг лиц, в обязательном порядке приглашаемых на них. В зависимости от того, кем выдвинута инициатива проведения публичных слушаний, их организация должна возлагаться на представительный орган муниципального образования или главу муниципального образования. Для случая назначения публичных слушаний по инициативе населения может предусматриваться их организация специальной комиссией, в которую входят как должностные лица местного самоуправления, так и представители общественности.
Нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования должен содержать регламентные нормы, определяющие процедуру проведения публичных слушаний. Указанная
процедура должна включать регистрацию участников публичных слушаний, доклад по содержанию проекта муниципального правового акта, выносимого на слушания, ответы на вопросы, выступления, принятие рекомендаций. Необходимо вести протокол публичных слушаний. Результаты слушаний в установленные сроки должны быть опубликованы, а в сельских поселениях, в которых не имеется печатных изданий, – обнародованы иным способом. Порядок опубликования (обнародования) рекомендаций, принятых на публичных слушаниях, может совпадать с порядком опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Органы и должностные лица местного самоуправления, к чьим полномочиям относится принятие муниципального правового акта, проект которого обсуждался на публичных слушаниях, должны учи-
тывать результаты публичных слушаний и информировать население о том, какие рекомендации были ими использованы в ходе доработки проекта, а какие и по каким мотивам не были учтены. При этом механизм публичных слушаний не должен подменять правотворческий процесс, предрешать окончательное содержание муниципального правового акта.
Из анализа судебной практики следует, что публичные слушания будут являться действительными, если в их процессе:
– предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц;
– установлены все существующие мнения и проведена их полная, объективная фиксация в протоколе слушаний;
– выявленные мнения рассмотрены и оценены органом, принимающим управленческое решение;
– оценка выявленных мнений с мотивированным согласием/несогласием органа, принимающего управленческие решения, задокументирована;
– в случае выявления существенных конфликтов интересов относительно планируемого управленческого решения создана согласительная комиссия с участием заинтересованных лиц для доработки
проекта управленческого решения;
– интересы населения учтены, например, посредством ограничения планируемой деятельности публичными сервитутами.
Что же касается непосредственно самого времени проведения слушаний, то его невозможно установить таким образом, чтобы это было удобно всем, поскольку у людей разный график работы. А каких-либо
особых требований федеральным законодательством по данному вопросу не установлено.
В связи с этим, если уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования за главой муниципального образования
закреплено право определять время проведения слушаний (при этом не установлено никаких ограничений по времени), то данное выборное должностное лицо вправе назначить любое время для проведения слушаний, исходя из принципа разумности и максимальной доступности слушаний.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели