Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли представительный орган муниципального образования закрепить в уставе городского округа обязанность главы муниципального образования – главы местной администрации по предварительному согласованию с представительным органом кандидатур на должность руководителей территориальных органов местной администрации?

       Вопрос. Вправе ли представительный орган муниципального образования
закрепить в уставе городского округа обязанность главы муниципального образования – главы местной администрации по предварительному согласованию с представительным органом кандидатур на должность руководителей территориальных органов местной администрации?
      Ответ. Согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного и исполнительного органов муниципального образования по решению вопросов местного значения
разграничиваются уставом муниципального образования (ч. 8 ст. 22, ч. 8 ст. 25, ч. 3 ст. 34, ч. 11 ст. 35, ч. 1 ст. 37, п. 5 ч. 1 ст. 44).
В Федеральном законе № 131-ФЗ установлены отдельные полномочия представительного органа и исполнительно-распорядительного органа с целью обеспечения гарантий осуществления местного самоуправления.
При разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов – к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами и т. п., а к полномочиям местной администрации относить исполнительно-распорядительные функции.
В Федеральном законе № 131-ФЗ не содержится запрета на возможность согласования кандидатуры на должность руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной
администрации с представительным органом муниципального образования. И в данном случае следует исходить из компетенции представительного органа. К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Следовательно, местная администрация подконтрольна представительному органу муниципального образования. Непосредственно Федеральным законом № 131-ФЗ также закреплена подотчетность и подконтрольность представительному органу главы местной администрации, осуществляющему полномочия на основе контракта (ч. 61 ст. 37), предусмотрено ежегодное представление главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, отчетов о результатах не только своей деятельности, но и деятельности местной администрации в целом (ч. 111 ст. 35, ч. 61 ст. 37). Глава местной администрации не является самостоятельным органом местного самоуправления, а входит в состав местной администрации в качестве ее
руководителя – должностного лица, возглавляющего местную администрацию, обеспечивающего осуществление местной администрацией возложенных на нее полномочий.
Закон также подчеркивает, что глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия (абз. второй ч. 1 ст. 37). Однако это не запрещает согласовывать кандидатуры на должность руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации. Единоначалие, в противовес коллегиальности, – такой принцип управления, при котором руководитель лично принимает решения от имени органа в целом и несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого органа. Это означает, что глава местной администрации единолично действует и принимает решения от имени местной администрации, в частности издает правовые акты местной администрации (ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
На основании вышеизложенного, наличие в уставах муниципальных образований положений о согласовании с представительным органом муниципального образования кандидатур руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации не противоречит действующему законодательству.1

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

1 Одновременно с этим имеется судебная практика о признании недействующими норм Устава городского округа, предусматривающих отнесение к полномочиям Собрания депутатов согласование назначения на должность заместителей главы городского округа (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2018 N 48-АПГ18-27, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2019 N 92-АПА19-1).

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели