Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли субъекты Российской Федерации регулировать предельную численность депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, в том числе с учетом требований ст. 136 БК РФ?

         Вопрос. Вправе ли субъекты Российской Федерации регулировать предельную численность депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, в том числе с учетом требований ст. 136 БК РФ?

       Ответ. Согласно ст. 31 БК РФ органы местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определяют формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). В соответствии с нормами ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.
Нормы ч. 2 ст. 136 БК РФ предусматривают, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового
года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов,
выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. В то же
время по смыслу норм абз. третьего ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ данные расходы не должны быть нулевыми (то есть не должны быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации).
Данные нормы БК РФ также не предоставляют возможность высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно устанавливать в отношении
муниципальных образований численность муниципальных служащих, депутатов представительных органов муниципальных образований и иных лиц, замещающих муниципальные должности. Решение данных вопросов относится к компетенции самих муниципальных образований с учетом финансовых возможностей соответствующих бюджетов муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации только в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом. Нормы ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предоставляют возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации изменять предельную численность депутатов представительных органов любых муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, установленную указанными нормами Федерального закона
№ 131-ФЗ (в том числе под предлогом оптимизации расходов местных бюджетов).

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели