Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Имеет ли представительный орган муниципального образования юридически обоснованное право давать обязательные для исполнения поручения главе муниципального образования? Являются ли решения представительного органа муниципального образования не в форме нормативного правового акта обязательными для исполнения главой муниципального образования? Означает ли установленная Федеральным законом подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования подчиненность главы муниципального образования представительному органу муниципального образования?

        Вопрос. Имеет ли представительный орган муниципального образования юридически обоснованное право давать обязательные для исполнения поручения главе муниципального образования? Являются ли решения представительного органа муниципального образования не в форме нормативного правового акта обязательными для исполнения главой муниципального образования? Означает ли установленная Федеральным законом подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования подчиненность главы муниципального образования представительному органу муниципального
образования?
        Ответ. Нормы ч. 3 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом
муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу
муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
В соответствии с положениями п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением
органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом положения ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ
предусматривают, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
В рамках регламентации такой подотчетности Федеральным законом от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ в ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ была включена ч. 51, согласно которой глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную
администрацию, – о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Федеральным законом № 90-ФЗ в ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ была также включена ч. 111, устанавливающая соответственно, что представительный орган муниципального образования
заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования выражается также в возможности отзыва избирателями главы муниципального образования (п. 9 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ) и удаления главы муниципального образования в отставку (ст. 741 Федерального закона № 131-ФЗ).
Подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования не означает его подчиненности представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим у представительного органа нет юридически обоснованного права давать обязательные для исполнения поручения (в том числе решения, принятые не в форме нормативного правового акта) главе муниципального образования.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

 

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели