Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Как правильно осуществить переход к модели «единой администрации» муниципального района и поселения – административного центра этого района: через ликвидацию местной администрации поселения как юридического лица или через реорганизацию (объединение) юридических лиц – местных администраций района и поселения? Кто может принять решение о реорганизации данных юридических лиц – представительный орган муниципального района или представительный орган поселения?

       Вопрос. Как правильно осуществить переход к модели «единой администрации» муниципального района и поселения – административного центра этого района: через ликвидацию местной администрации поселения как юридического лица или через реорганизацию (объединение) юридических лиц – местных администраций района
и поселения? Кто может принять решение о реорганизации данных юридических лиц – представительный орган муниципального района или представительный орган поселения?
        Ответ. В соответствии с абз. третьим ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. Это положение само по себе указывает на то, что местная администрация муниципального района является правопреемником местной администрации соответствующего поселения, как в публично-правовом (полномочия), так и гражданско-правовом (обязательства) отношении. Органы местного самоуправления, включая местную администрацию, хотя и обладают правами юридического лица, имеют особое правовое положение. Согласно ст. 125 ГК РФ в гражданско-правовых отношениях они действуют не в собственном качестве, а от имени и в интересах муниципальных образований; они вправе своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности исключительно в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В связи с этим к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов правоотношений (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ
органы местного самоуправления как муниципальные казенные учреждения образуются для осуществления управленческих функций, т. е. публично-правовых функций по решению вопросов местного значения.
Права и обязанности по гражданско-правовым обязательствам, приобретаемые органами местного самоуправления, принадлежат не им как юридическим лицам, а муниципальному образованию, от имени которого они действуют как органы власти. Соответственно, при упразднении органа местного самоуправления гражданские права, приобретенные им при осуществлении публичных полномочий, переходят к органу местного самоуправления, к которому переходят сами полномочия.
Таким образом, в рассматриваемом случае при упразднении местной администрации поселения, приобретенные ею гражданские права и обязанности в любом случае переходят к местной администрации муниципального района, независимо от того, каким образом будет оформлено прекращение существования местной администрации поселения в качестве юридического лица (реорганизация или ликвидация). При этом, учитывая, что с публично-правовой точки зрения происходит упразднение местной администрации поселения как органа местного самоуправления и возложение ее функций на местную администрацию муниципального района, а не объединение двух указанных местных администраций, более правильным представляется и в гражданско-правовом смысле осуществлять ликвидацию соответствующего казенного учреждения, а не объединение его с другим юридическим лицом – местной администрацией  муниципального района.
Судебная практика также свидетельствует о том, что в случае упразднения местной администрации поселения и ликвидации соответствующего юридического лица права и обязанности по обязательствам, приобретенные в процессе его деятельности, переходят к местной администрации муниципального района (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2014 г. по делу № А57-3124/2008).
Что касается вопроса об органе, уполномоченном осуществлять ликвидацию или реорганизацию местной администрации поселения, следует отметить следующее. Согласно абз. третьему ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. Соответственно, достаточным основанием для внесения изменений в государственный реестр, в том числе исключения органов местного самоуправления из единого государственного реестра юридических лиц, также является устав (решение о внесении изменений в устав) соответствующего муниципального образования
(в данном случае – поселения).

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели