Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Обязан ли представительный орган муниципального образования зарегистрироваться в качестве юридического лица?

        Вопрос. Обязан ли представительный орган муниципального образования зарегистрироваться в качестве юридического лица?
       Ответ. Согласно ч. 9 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Причем если представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, то представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района наделяется статусом юридического лица, когда это предусмотрено в уставе муниципального образования.
Ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций
данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.
Специальная правосубъектность юридических лиц – органов местного самоуправления как муниципальных казенных учреждений, выполняющих управленческие функции, состоит в том, что предмет их деятельности – осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей. Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких юридических лиц по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа
муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя). Их гражданско-правовые правоспособность и дееспособность, носящие специальный (целевой) характер и соотносящиеся с их публично-правовой правосубъектностью,
следуют за моментом учреждения органа местного самоуправления и наступают одновременно со дня внесения органа местного самоуправления как муниципального казенного учреждения в Единый
государственный реестр юридических лиц. При этом процесс учреждения органа местного самоуправления и его регистрации как юридического лица – единый длящийся процесс, все части которого неразрывны и взаимообусловлены.
Особенность юридических лиц – публично-правовых образований и публично-правовых организаций состоит в том, что их правоспособность носит сложносоставный характер: публично-правовая правоспособность доминирует над гражданско-правовой, которая подчинена предмету и цели первой. Обладающий публично-правовой правоспособностью орган местного самоуправления и до своей государственной регистрации в качестве юридического лица может осуществлять публично-властные и управленческие полномочия в соответствии со своей специальной (целевой) публично-правовой правоспособностью, издавать правовые акты, но не может еще участвовать от собственного имени в гражданских правоотношениях, а также реализовать иные связанные со статусом юридического лица права (например, защиту в суде своей деловой репутации).
Следует отметить, что юридические лица приобретают все права и обязанности, действуют в гражданских правоотношениях от собственного имени, а не от лица своих учредителей. Буквальное применение этого положения к органу местного самоуправления, имеющему статус юридического лица, означает, что он может действовать в гражданских правоотношениях от своего имени, а не только от имени муниципального образования. Полагаем, что это допустимо, но в рамках его специальной публично-правовой правоспособности в неразрывной с ней связи. В целом можно сказать, что гражданско-правовой статус
нужен органам местного самоуправления для повышения эффективности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и переданных отдельных
государственных полномочий. Особенность имущественных прав учреждения в соответствии
со ст. 123.22 ГК РФ состоит в отсутствии у него собственного имущества, т. е. имущества, принадлежащего учреждению на праве собственности. Учреждение наделяется имуществом своим учредителем, который является собственником этого имущества; последнее передается учреждению на праве оперативного управления.
Финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных муниципальному казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает само муниципальное образование (ч. 2 и 7 ст. 161
БК РФ).
Таким образом, муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам органов местного самоуправления – юридических лиц средствами муниципальной казны.
В отношении имущества для всех казенных учреждений (а это и органы местного самоуправления – юридические лица) действует общее правило: имущество закрепляется за ними на праве оперативного
управления, и учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия его собственника (в рассматриваемом случае – муниципального образования) (ст. 296, ч. 4 ст. 298
ГК РФ).
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа
местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются для представительного
органа муниципального образования – протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического
лица.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

 

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели