Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ по вопросу о возможном нарушении конституционных прав жителей сельского поселения непрямыми выборами главы поселения

      Вопрос. В нашем регионе уже год проводятся выборы главы сельского поселения по новому – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Мы считаем это нарушением конституционных прав граждан. В связи с этим просим внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, позволяющие избирать главу сельского поселения на муниципальных выборах.
      Ответ. Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ в ряд статей Федерального закона № 131-ФЗ, определяющих модель разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере
организации местного самоуправления, внесены изменения, предусматривающие в качестве общего правила решение данного вопроса с участием субъектов Российской Федерации. Федеральными законами от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ и от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ внесены изменения, уточняющие возможные варианты замещения должности главы муниципального образования. Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок избрания главы муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления (имея в виду статус председателя представительного органа или главы местной администрации) может быть установлен, а впоследствии – изменен законом субъекта Российской Федерации для любых конкретных (перечисленных поименно) муниципальных образований, либо для всех муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, либо дифференцированно по видам (типам) муниципальных образований (с поименным перечислением исключений из общего правила
либо без такового).
Свободные выборы имеют особую ценность в системе институтов народовластия, которые на уровне местного самоуправления должны получать наиболее широкую реализацию, однако это не означает, как
указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П, что выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, являются единственно допустимым механизмом формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации, включая местное самоуправление.
Кроме этого комитет обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 1 декабря 2015 г. № 30-П. В данном Постановлении Конституционный Суд признал ч. 2 и ч. 31 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения не допускают воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах, а также самостоятельно в соответствии с Федеральным законом
№ 131-ФЗ определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления соответствующего поселения. Указанная правовая позиция еще раз была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2015 г. № 2741-О.
В силу Постановления № 30-П субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с выраженными в этом
Постановлении правовыми позициями, что предполагает применительно к сельским поселениям обеспечение возможности самостоятельно определять предпочтительный способ замещения должности
главы сельского поселения в рамках предусмотренных законом субъекта Российской Федерации альтернатив, из числа которых, во всяком случае, не может быть исключено избрание главы сельского поселения путем муниципальных выборов.
Вместе с тем для обеспечения стабильности функционирования системы местного самоуправления Конституционный Суд Российской Федерации установил, в частности, следующие особенности исполнения Постановления № 30-П: в случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в Постановлении конституционно-правовому смыслу
ч. 4, ч. 5 и ч. 51 ст. 35, ч. 2 и ч. 31 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы); в случае если в устав сельского поселения на момент вступления данного Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия
соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, никаких изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ вносить не требуется.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели