Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

         Вопрос. Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?
        Ответ. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрен институт отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.
Важнейшие конституционно-правовые характеристики института отзыва выборных лиц местного самоуправления обоснованы в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля
2002 г. № 7-П, в соответствии с которым отзыв выступает как своеобразная форма защиты населением своих прав и свобод, реализуемых на уровне местного самоуправления, а контроль населения за деятельностью указанных лиц, устанавливаемый в качестве предпосылки соответствующего воздействия, – как одно из средств самоорганизации населения. Тем самым предполагается, что институт отзыва, будучи одним из естественных проявлений муниципальной самостоятельности, легитимирован конституционным признанием местного самоуправления, поэтому законодатель не должен препятствовать его использованию, но обязан установить принципиальные требования и гарантии, необходимые для того, чтобы реализация этого института не приводила к искажению смысла выборов, не умаляла значение иных форм непосредственной муниципальной демократии. Поскольку облегченная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал минимальные требования к институту отзыва (критерии его правомерности). Среди этих требований есть, в том числе, следующие:
– основанием для отзыва может быть решение либо действие (бездействие) выборного лица, ставящее под сомнение доверие к нему населения, но не общая негативная оценка его деятельности без ее обоснования
подлежащими проверке фактами; в ином случае могли бы произвольно ставиться под сомнение результаты выборов;
– во избежание необоснованного отзыва должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала отзыва – не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах– процентные показатели, определяющие минимальное число голосов избирателей, необходимое для осуществления отзыва, должны гарантировать от необоснованного противопоставления голосования по отзыву волеизъявлению избирателей на муниципальных выборах: за отзыв должно проголосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.
Рассмотрение практики законодательного регулирования механизма отзыва выборного лица позволяет сделать вывод, что отзыв является «зеркальным отражением» механизма выборов. Из этого следует, что лишить полномочий выборное лицо в случае возникновения предусмотренных законом оснований могут только избиратели посредством прямого волеизъявления, поскольку указанные полномочия этому лицу были делегированы путем прямых выборов.
Согласно действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ, помимо муниципальных выборов глава муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п. 1 ч. 2 ст. 36). Такое избрание
главы муниципального образования в понимании и Федерального закона № 67-ФЗ, и Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными выборами не является. Соответственно на них институт отзыва не распространяется. К указанным главам могут применяться иные меры ответственности, установленные ч. 61 ст. 36, ст. 74 и ст. 741 Федерального закона № 131-ФЗ.
Аналогичной позиции придерживается и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что каких-либо норм, однозначно указывающих, что в отношении этих лиц невозможно применить институт отзыва, в Федеральном законе № 131-ФЗ нет. В связи с этим комитет в настоящее время прорабатывает вопрос о возможном внесении в Федеральный закон № 131-ФЗ  соответствующих изменений.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели