Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли муниципальные образования закреплять в своих уставах нормы о дополнительных гарантиях выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим, замещающим должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые предусматривают, что после прекращения ими своих полномочий им выплачивается денежное содержание, установленное на день прекращения полномочий, в течение одного года?

       Вопрос. Вправе ли муниципальные образования закреплять в своих уставах нормы о дополнительных гарантиях выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим, замещающим должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые предусматривают, что после прекращения ими своих полномочий им выплачивается денежное содержание, установленное на день прекращения полномочий, в течение одного года?
       Ответ. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются
условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
В названной статье также регулируются отдельные вопросы статуса указанных лиц, в частности, порядок определения срока их полномочий, минимальный и максимальный срок полномочий, устанавливается, с какого момента полномочия начинаются и прекращаются, предусматривается количество депутатов, которые вправе осуществлять полномочия на постоянной основе. Кроме того, устанавливаются те элементы статуса, регламентирование которых возможно только федеральным законодательством.
Установление иных гарантий осуществления полномочий указанными лицами ч. 51 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. По мнению комитета, при
этом недопустимо предусматривать гарантии произвольно, без взаимосвязи с характером реализуемых указанными лицами полномочий.
Примером необходимости именно такого обоснованного, разумного подхода является норма ч. 8 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой федеральными законами определяются гарантии
прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них других уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий. Необходимость таких специальных гарантий беспрепятственного осуществления указанными лицами своих полномочий имеет целью оградить их от неправомерного вмешательства в их деятельность, от попыток оказать на них давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. № 9-П).
Обращаем внимание на то, что льготы, меры социальной поддержки федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации предоставляются социально незащищенным
пострадавшим категориям населения (например, участникам войны, пенсионерам, инвалидам), а также в связи с особыми заслугами перед государством (например, Героям Советского Союза, Героям России,
Героям Социалистического Труда). Самого факта избрания депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления для отнесения к таким категориям граждан недостаточно.
При рассмотрении вопроса установления гарантий по истечении срока полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления следует учитывать, что Верховный Суд Российской
Федерации указал следующее: «По смыслу статьи 172 Трудового кодекса гарантии главам муниципальных образований, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах
местного самоуправления, могут быть установлены законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий» (Определение от 14 июня 2006 г. № 1-Г06-16). Исходя из вышеизложенного, предоставление гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления после окончания срока их
полномочий уставами муниципальных образований является неправомерным, в связи с чем такие нормы уставов должны быть отменены.
Что касается закрепления в уставе муниципального образования нормы о дополнительных гарантиях муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, сообщаем.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. В соответствии с ч. 2 этой же статьи при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. 3 ст. 23 Федерального закона
№ 25-ФЗ).
Из анализа приведенного законодательства следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом № 25-ФЗ, ТК РФ, который
не предусматривает возможности установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной
службы. Указанная правовая позиция содержится в целом ряде решений Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 30 января 2013 г. № 34-АПГ12-6, от 21 ноября 2012 г. № 34-АПГ12-4, от 15 августа 2012 г. № 34-АПГ12-2, от 21 декабря 2011 г. № 60-Г11-15 и др.). Учитывая вышеизложенное, по мнению комитета, ни в законах субъекта Российской Федерации, ни, соответственно, в уставах муниципальных образований не могут содержаться нормы о дополнительных гарантиях муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые предусматривают, что после увольнения им выплачивается денежное содержание в течение одного года.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели