Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Вправе ли представительный орган принимать иные решения, кроме нормативных и по организации деятельности представительного органа?

         Вопрос. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты. В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования,
а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.
       Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?
       Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?
        Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?
      Ответ. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются представительным органом муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Так вопросы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в Федеральном законе № 131-ФЗ установлены ч. 10 ст. 35.
Вместе с тем, Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит указания на то, что принимаемые представительным органом муниципального образования акты (помимо решений по вопросам организации деятельности самого представительного органа) в обязательном порядке являются нормативными. Следовательно, в случае отнесения федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования того или иного вопроса (будь то назначение выборов или награждение граждан) к компетенции представительного органа муниципального образования, этим органом может быть принят как нормативный, так и ненормативный правовой акт.
Право председателя представительного органа муниципального образования издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа закреплено
в ч. 5 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ. Однако данные постановления и распоряжения относятся не к правовым актам представительного органа муниципального образования, а к правовым актам «иных
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» (п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона).
Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования
(п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ). Приведенная норма распространяется на все муниципальные правовые акты (как нормативные, так и ненормативные).

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели