Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Какие органы местного самоуправления вправе заключать соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Вправе ли контрольно-счетный орган муниципального района осуществлять часть полномочий контрольно-счетного органа поселения и подлежит ли в данном случае данный контрольно-счетный орган поселения ликвидации?

       Вопрос. Какие органы местного самоуправления вправе заключать соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Вправе ли контрольно-счетный орган муниципального района осуществлять часть полномочий контрольно-счетного органа поселения и подлежит ли в данном случае данный контрольно-счетный орган поселения ликвидации. 

       Ответ. Нормы ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривают, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального
финансового контроля. Необходимо учитывать, что данные положения предусматривают единственно возможный механизм передачи полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района – заключение соглашений о передаче таких полномочий указанными представительными органами обоих муниципальных образований. Нормы ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ в данном случае  устанавливают специальное правило о том, что такие соглашения должны заключаться исключительно представительными органами поселений, входящих в состав муниципального района, с представительным органом муниципального района. В связи с этим заключение таких соглашений иными органами местного самоуправления указанных муниципальных образований неправомерно. При этом согласно общему правилу, предусмотренному в ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального
образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению
вопросов местного значения.
В случае передачи контрольно-счетному органу муниципального района всех полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля
на основе указанных соглашений в соответствующих поселениях будут отсутствовать правовые основания в создании или продолжении функционирования собственного контрольно-счетного органа поселения, поскольку у данного органа не будет собственных полномочий по решению вопросов местного значения.
В то же время в положениях Федерального закона № 6-ФЗ не содержится прямых указаний о том, что на основе упомянутых соглашений контрольно-счетному органу муниципального района должны
передаваться исключительно все полномочия контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего финансового контроля.
В связи с этим, по нашему мнению, нельзя исключать случаи, когда контрольно-счетному органу муниципального района по данному соглашению будет передана только часть полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля контрольно-счетного органа поселения. В то же время указанные полномочия должны быть четко разграничены между указанными контрольно-счетными органами. В данном случае возможно существование контрольно-счетного органа поселения и контрольно-счетного органа муниципального района, которые будут исполнять разграниченные полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля в соответствующем поселении.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели