Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Каковы правовые возможности решения вопросов о прекращении права собственности на земельный участок, в отношении которого собственник фактически устранился от владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом и переводе данного земельного участка в муниципальную собственность?

        Вопрос. Каковы правовые возможности решения вопросов о прекращении права собственности на земельный участок, в отношении которого собственник фактически устранился от владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом и переводе данного земельного участка в муниципальную собственность?
       Ответ. П. 2 ст. 8 ГК РФ устанавливает, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом. Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона
от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости
является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено
только в судебном порядке. Тем самым, законом установлено, что зарегистрированное право признается существующим до тех пор, пока в установленном законом (судебном) порядке не будет установлено иное (презумпция достоверности государственного реестра прав на недвижимое имущество). Правовое регулирование прекращения права собственности осуществляется в соответствии с положениями гл. 15 ГК РФ.
Так, в ч. 1 ст. 235 ГК РФ определено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, по основаниям, предусмотренным законом в соответствии с ч. 2 ст. 235 ГК РФ.
В соответствии с нормами ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
При этом, отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Согласно нормам ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. По вопросу признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи следует отметить, что его порядок установлен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В таком случае муниципалитет обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий и зарегистрировать бесхозяйную вещь,
но нести обязанности по её содержанию не обязан. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд (имеет право, но не обязан) с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, устанавливающий единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Следует также отметить, что в случае невозможности нахождения согласия в решении вопроса об использовании по целевому назначению земельного участка с учетом всех обстоятельств между органами местного самоуправления и собственником земельного участка, следует решать данную проблему посредством обращения в органы прокуратуры или путем обжалования решения суда в вышестоящих
судебных инстанциях.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели