Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ. Почему в положениях Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ не устанавливается обязанность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать единые и бессрочные для всех поселений (муниципальных районов, городских округов) субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений (муниципальных районов, городских округов) от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации?

       Вопрос. Почему в положениях Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ не устанавливается обязанность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать единые и бессрочные для всех поселений (муниципальных районов, городских
округов) субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений (муниципальных районов, городских округов) от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих
зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации?
       Ответ. В соответствии со ст. 61–61.5 БК РФ в бюджеты муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов) в обязательном порядке зачисляются налоговые доходы от местных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с нормативами отчислений, установленными БК РФ.
Наряду с этим, в соответствии с ч. 1 ст. 58 БК РФ и ст. 58, 59 Федерального закона № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться единые для муниципальных образований нормативы отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских
районов) от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 58 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном ст. 58 БК РФ, единые и (или) дополнительные нормативы
отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации от указанного налога.
Необходимо учитывать, что согласно нормам п. 37 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом, должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением
субвенций из федерального бюджета).
Для этих целей в составе бюджетов субъектов Российской Федерации предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности соответствующих муниципальных образований (ст. 60, 61
Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 137 и 138 БК РФ).
Предложение об установлении в БК РФ положений, обязывающих органы государственной власти субъектов Российской Федерации императивно устанавливать в местные бюджеты единые нормативы отчислений от всех налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведет к нарушению их бюджетных полномочий по распределению закрепленных за ними источников доходов, а также не позволит им осуществлять эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Кроме того, установление указанного требования увеличит разницу между объемами налоговых доходов муниципальных образований – «доноров», и дотационных муниципальных образований со слаборазвитой налоговой базой, что приведет к необходимости предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных источников доходов для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
указанных муниципальных образований.

Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 320 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Перейти к верхней панели