Автор:Светлана Бирюкова

Разъяснения Госдумы РФ о личной заинтересованности и конфликте интересов депутатов

Под личной заинтересованностью  понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми такое лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, полагаю, что один факт занятия той или иной должности в органе местного самоуправления не образует юридического состава конфликта интересов в том смысле, как он понимается в законодательстве о противодействии коррупции.

В контексте норм законодательства о противодействии коррупции, лицо обязано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации  уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представительный орган или его комиссия рассматривает уведомление и по результатам принимается решение о наличии или отсутствии конфликта интересов в определенной ситуации или возможности его возникновения и необходимых мерах по его урегулированию (предотвращению).

Не стоит забывать, что представительный орган муниципального образования — коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени. Каждый депутат, прежде всего, представляет тех избирателей, которые голосовали за него и его программу. Видится, что принятие всем представительным органом коллегиального решения, равно как и голосование в отдельных комитетах и комиссиях, уменьшает вероятность возникновения конфликта интересов при исполнении полномочий отдельного депутата.

Идентифицировать конфликт интересов возможно через три взаимосвязанные категории:

а) ресурс (конфликт интересов возникает там и тогда, когда появляется определенный ресурс, доступ к которому становится целью должностного лица);

б) интерес (участники конфликта интересов преследуют частный либо групповой интерес (отличный от общественного), который и становиться движущей силой их деятельности);

в) ущерб (конфликт интересов может привести к действию, сопровождающемуся ущербом интересам органов местного самоуправления, общественным интересам, интересам жителей муниципального образования).

Для недопущения и разрешения конфликта интересов в органах местного самоуправления создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. К функциям данной комиссии относится:

1) проверка информации о главе муниципального образования, главе местной администрации, депутатах представительных органов, членах выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих, поступившей от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан;

2) приглашение и заслушивание на заседании комиссии должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, представителей заинтересованных организаций, а также и иных лиц;

3) направление решения комиссии заинтересованным лицам;

4) установление комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих признаков коррупции.

На основании изложенного, только после проведения сущностной оценки каждой конкретной ситуации, соответствующая комиссия может заключить, имеет ли место возможность возникновения конфликта интересов.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 131 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является. Полагаем, неисполнение обязанности уведомить о возможном возникновении конфликта интересов в связи с наличием родственных связей уже является правонарушением, вне зависимости от того, возник ли сам конфликт интересов при исполнении обязанностей депутатов муниципального образования и главы администрации.

Разъяснение дано Комитетом Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на официальном сайте Комитета.

Перейти к верхней панели